Найти в Дзене

Ключевые Идеи из «Как Гибнут Великие» Джима Коллинза — о Чем Никогда Нельзя Забывать в Бизнесе

Некоторые компании из монументального исследования «От Хорошего к Великому» столкнулись с потрясениями, которые в конечном итоге привели к упадку. Однако, как считает Джим Коллинз, причина этого кроется не в том, что концепция Good to Great не работает, а в другом: компании просто-напросто перестали следовать принципам, сделавшим их великими. Если у вас начался упадок, возвращайтесь к жесткой управленческой дисциплине — немедленно! А если вы пока сильны, бдительно следите, не появились ли первые признаки упадка. В книге приводятся примеры компаний, которые некогда были великими, но потеряли свое влияние из-за неправильного действия руководства, ошибок и завышенного самомнения. Также анализируются компании, которым удалось сохранить позиции благодаря постоянному следованию правилам. 5 Стадий Упадка Компаний Все компании из исследования в той или иной степени прошли каждую из стадий упадка. Важно понимать, что на первых порах этот процесс предотвратим, однако чем дальше организация про
Оглавление

Некоторые компании из монументального исследования «От Хорошего к Великому» столкнулись с потрясениями, которые в конечном итоге привели к упадку. Однако, как считает Джим Коллинз, причина этого кроется не в том, что концепция Good to Great не работает, а в другом: компании просто-напросто перестали следовать принципам, сделавшим их великими.

Если у вас начался упадок, возвращайтесь к жесткой управленческой дисциплине — немедленно! А если вы пока сильны, бдительно следите, не появились ли первые признаки упадка.

В книге приводятся примеры компаний, которые некогда были великими, но потеряли свое влияние из-за неправильного действия руководства, ошибок и завышенного самомнения. Также анализируются компании, которым удалось сохранить позиции благодаря постоянному следованию правилам.

5 Стадий Упадка Компаний

Все компании из исследования в той или иной степени прошли каждую из стадий упадка. Важно понимать, что на первых порах этот процесс предотвратим, однако чем дальше организация продвигается в своих иррациональных устремлениях, тем сложнее ее спасти.

1. Высокомерие, Порожденное Успехом

Руководители компании начинают верить в то, что они всемогущие, неудача им не грозит, а любому предприятию, затеянному компанией, неизбежно сулит успех. Тем не менее, это не так.

Игнорирование роли случая, высокомерие и злоупотребление положением ведет к принятию излишне импульсивных и необдуманных решений.

Успех воспринимается заслуженным, а не случайным, мимолетным или достигнутым чему-либо вопреки; люди начинают верить, что успех — независимая данность, он не связан с тем, что будет или не будет предпринимать компания.

Не воспринимайте успех как что-то само собой разумеющееся, за него всегда нужно бороться.

2. Неразумное Стремление к Росту

Как правило, на этой стадии аппетиты компании экстенсивно растут. Она теряет способность соотносить свои желания и возможности, может начинать экспансии на те рынки, где делать ей совершенно нечего, создавая прочное основание для будущего краха.

Когда отмахиваются от потенциала, остающегося у маховика основного бизнеса, или, хуже того, пренебрегают им из скуки, переключая свое внимание на следующий «хит» в самонадеянной уверенности, что обретенный успех будет поддерживаться почти автоматически, — это и есть высокомерие.

3. Отрицание Риска и Угрозы

Компания пытается убедить себя в том, что дела идут хорошо: положительные данные преувеличиваются, негативные преуменьшаются, неоднозначные трактуются как возможности.

Имеется тенденция недооценивать или отметать негативные данные, которые свидетельствуют о нежелательных тенденциях внутри самой компании, руководители подчеркивают и усиливают значение внешних похвал и известности компании.

Со­труд­ни­ки обе­ре­га­ют тех, кто на­хо­дит­ся у руля, от мрач­ных фак­тов, из стра­ха на­ка­за­ния и кри­ти­ки в све­те су­ро­вой ре­аль­но­сти.

4. Хватание за Любое Средство Спасения

Проблемы становятся очевидными, но шансы на спасение по-прежнему есть:

  • Вариант №1: Изменить стратегию и вернуться к принципам, сделавшим компанию великой.
  • Вариант №2: Найти новое быстрое решение всех проблем
    Эти меры зачастую приносят краткосрочный положительный эффект, но не меняют ситуацию кардинально. Компания все так же стремится к краху.
  • Возможные варианты «лекарства от любой бизнес-болезни»:
    — Назначение харизматичного и обладающего собственным видением CEO
    — Создание новой неопробованной стратегии
    — Радикальная реорганизация бизнеса
    — Разработка нового революционного продукта
    — Крупное приобретение или слияние с другой компанией
Существует отрицательная корреляция между приглашением известных руководителей со стороны и выдающимися результатами деятельности компании. В 10 из 11 рассматриваемых компаний генеральные директора были выбраны среди собственных сотрудников, а в сравниваемых компаниях в 6 раз чаще высшее руководство приходило извне.

Реорганизации и реструктуризации могут создать иллюзию, что вы действительно делаете что-то полезное. Компании постоянно находятся в процессе реорганизации, в этом и заключается природа институциональной эволюции. Но, выбирая реорганизацию в качестве основной стратегии реагирования на тревожные сигналы, вы, вполне вероятно, отрицаете реальность.

5. Капитуляция

Как правило, она осуществляется тремя путями: банкротство, продажа компании более сильному игроку, довольствование незначительной, по сравнению с былыми результатами, долей рынка.

Действенные Рекомендации как Предотвратить Упадок

1 .Всегда Стремитесь Чему-то Научиться

Когда за помощью к Сэму Уолтону обратились руководители сети бразильских гипермаркетов для консультации, то он, успешный предприниматель с многомилионным состоянием, вел себя так, словно эта встреча была нужна ему: расспрашивал своих бразильских коллег о культуре, бизнесе, был открытым к новым идеям и не зазнавался. Never enough.

Руководители перестают проявлять любопытство и больше не стремятся к обу­чению — а ведь именно эти черты отличают поистине великих людей, которые независимо от достигнутого ими уровня продолжают учиться так же упорно, как и в самом начале своей карьеры.

2. Не Меняйте Направление Деятельности

Wal-Mart, начиная с пригородных магазинов, не менял свою стратегию: максимально доступные товары максимальному количеству людей. Компания верна этим принципам по сей день, что объясняет её устойчивость.

3. Не Допускайте Пробоин Ниже Ватерлинии

Ватерлиния — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна.

Принимая решения, рассчитывайте риск так, чтобы не допустить пробоины ниже ватерлинии. Если вы получите повреждение выше, то сможете заделать его и продолжить путь, но пробоина ниже потопит вас, и чем больше она будет, тем быстрее вы затонете.

Аналогия с неснижаемым остатком или триггером для определенного действия. Ряд повреждений может оказаться фатальным для вашего бизнеса, поэтому их нельзя допустить ни в каком случае. В то же время, более мелкие (выше ватерлинии) возможно либо залатать на ходу, либо остановиться на ремонт и затем продолжить путь.

4. Не Принимайте Решения с Асимметричным Риском

Если риск значительно превышает потенциальный выигрыш, от решения следует отказаться.

В 1986 году произошло крушения шаттла «Челленджер». Официальная версия следствия: прогорела резиновая прокладка бокового ускорителя, в результате чего пламя коснулось бака с жидким водородом и жидким кислородом. Рекордно низкие температуры утром в день запуска сделали резиновые уплотнительные кольца жесткими, уменьшив их способность герметизировать соединения.

Неправильно подобранные прокладки, которые стоят всего несколько долларов, привели к страшной трагедии, унесшей жизни 7 членов экипажа, и нанесли государству ущерб в размере 3.2 миллиардов долларов. Нельзя пренебрегать ничем, когда ставки столь высоки.

Другой пример более бытовой. Альпинисты решили забраться на гору во время дождя с грозой (конечно, для них погодные условия неожиданностью). На одной чаше весов лежит расстроиться из-за потраченного времени и поехать домой, перенеся восхождение и оставшись в живых, а на другой — серьезно рискнуть жизнью ради сомнительной награды.

Величайшая опасность связана не с игнорированием ясных и неоспоримых фактов, а с неверной интерпретацией неоднозначных данных в ситуациях, когда вы можете столкнуться с тяжелыми или даже катастрофическими последствиями.

Всегда нужно соотносить потенциальные потери и выигрыш в ходе принятия сделок и важных решений, задавая три главных вопроса:

  1. Какова потенциальная выгода при благоприятном развитии событий?
  2. Каковы негативные последствия в случае неблагоприятного развития событий?
  3. Уверены ли вы, что сможете пережить эти негативные последствия?

5. Не Забывайте о Законе Паккарда

В «От Хорошего к Великому» Джим Коллинз пишет о том, что кадры — это все. Компания должна быть сфокусирована на том, чтобы находить подходящих людей, которые понимают и разделяют видение и готовы трудиться для корпоративного благополучия. Все великие компании на первоначальном этапе состояли из таких людей, такие люди стояли у ее основания.

Одно заметное различие между неправильными и правильными сотрудниками заключается в том, что первые считают, что «имеют работу», в то время как последние полагают, что «принимают ответственность».

Однако со временем, когда компания быстро растет и расширяется, легко забыть о важности качественной рабочей силы, проще сфокусироваться на количественном развитии вместо качественного. В результате этого талантливые люди покидают компанию, поскольку больше не разделяют ее ценности, а на их место приходят незаинтересованные работники. Размывается концентрация выдающихся трудящихся.

В любое время дня и ночи 365 дней в году вы должны быть в состоянии ответить на вопросы: Какие позиции в вашей компании являются ключевыми? О какой их доле вы можете с уверенностью сказать, что она занята правильными сотрудниками? Каковы ваши планы по увеличению этого количества? Что вы намерены делать, если кто-то из правильных сотрудников покинет ключевую позицию?

Исходя из этого, закон Паккарда основывается на том, что вы не можете увеличивать темпы роста быстрее темпа, с которым нанимаете подходящие кадры. Концентрация выдающихся людей, как минимум, не должна уменьшаться по мере роста компании, а находить их всегда непросто. В этом и кроется один из ограничителей роста для компании, стремящейся стать великой.

В конце концов не важно, что компания производила в начале своей деятельности, важно то, что их работа вносила вклад в технический прогресс, и они продвигались к созданию компании, в которой работали бы люди, разделяющие их убеждения и взгляды. Это была предпринимательская компания, основанная на принципе «сначала кто... затем что».

«Как Гибнут Великие» является отличным дополнением к «От Хорошего к Великому», поскольку в большей степени раскрывает оборотную сторону принципов построения выдающейся корпорации: что будет, если добившись успеха, перестать им следовать. Рекомендую прочитать или прослушать аудиокнигу.