Учитель – профессия непростая. Вдвойне сложнее быть педагогом начальных классов. Ведь на него накладывается обязанность не просто научить писать, читать, считать, но и «вылепить» из семилетних несмышленышей достойных людей, умеющих сопереживать, дружить, сочувствовать, помогать. Только людям с добрым сердцем и огромной душой удается стать такими наставниками для малышей, переступающих порог корабля знаний.
КОРПУСУ номер три Каратузской школы повезло. Здесь работает человек, любящий свою работу, несмотря на все ее трудности. Светлана Владимировна Кожевникова, ведущая малышей в мир знаний, увлекающая их в этот не простой, но завораживающий процесс. Ее педагогический стаж – 37 лет. А начиналось все, на первый взгляд, банально, как у всех.
ДО СВИДАНИЯ, ШКОЛА
– Я ОБЫЧНАЯ деревенская девчонка, выросшая в селе Ширыштык, где окончила восемь классов средней школы, – начала свой рассказ Светлана Владимировна. – Прилежная ученица, активистка, пионерка. В 15 лет в планах первым пунктом значилось получение среднего образования. Затем мечты были посвящены медицине, ведь с самого раннего детства я столько кукол перелечила, уколов «поставила».
Но пути господни неисповедимы, и планам суждено меняться. Так произошло и у нашей героини.
– Диплом об общем образовании получен, – продолжает собеседница. – Стоит отметить, что в нем числилось лишь несколько четверок, остальные отметки – отлично. И вот он – путь во взрослую жизнь. И первый ответственный шаг – поступление.
ЖИЗНЬ СТУДЕНЧЕСКАЯ
В ТО ВРЕМЯ то ли в силу малой информативности, то ли, как это модно называется сейчас, престиж некоторых специальностей играл свою роль. У деревенских мальчишек и девчонок особого выбора не было. Парни в большинстве своем становились шоферами, а девчонки под стать мечте Светланы – медсестрами, работниками культуры или педагогами. Вот в пользу последней профессии и произошел перевес в самую последнюю минуту.
– Приехали в Минусинск с мамой, – улыбается Светлана Владимировна, – благо, родители поддержали мое решение об оставлении школы и поступлении. Мы стояли, как тот витязь, на распутье трех дорог: мед, пед или культпросвет училища. Подумав и взвесив все «за» и «против», первое и последнее сразу отмели. Оставался единственный путь – в педагоги. Сделала шаг…
И начались студенческие будни. К сожалению, вчерашней выпускнице школы довелось испытать настоящую студенческую жизнь лишь на втором курсе, после того как она перебралась со съемной квартиры в общежитие.
– Не знаю, по каким причинам, но учащимся первого курса койкоместо в общежитии не предоставлялось, – делится воспоминаниями педагог, – потому мне пришлось снять жилье в городе.
Незнакомая обстановка, чужие люди угнетающе действовали на девушку, привыкшую быть если не в центре внимания, то в окружении близких и друзей. Первый год в училище стал для Светланы настоящим испытанием. И слезы, и обиды были. Но зато девушка сделала для себя вывод – если выстоишь, значит твое. Да и не привыкла она отступать перед трудностями, коих в ее жизни еще предстояло немало.
– Каким бы трудным ни был первый курс, но он остался позади. А второй и последующие годы были только в радость. Появились новые друзья, обвыклась в городе. И не казался он теперь таким большим и неприветливым.
ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ
БЛИЗИЛОСЬ время практики. Светлане выпало пройти ее в лагере, организованном на базе восьмой Минусинской школы. Лето, каникулы. А у девушки – ответственная работа – организовать отдых детей не только интересно, но и с пользой.
– Сказать, что переживала – мало. Контингент моих подопечных не давал усомниться, практика будет «веселой». Трудные подростки. К ним не только особый подход нужен, еще и глаз да глаз. Стоит отвлечься, то убежали, то натворили.
Но и с этим испытанием Светлана справилась, хотя за практику получила «3», зато урок для себя вынесла отличный, сделав вывод, что ко всем детям, независимо от среды их проживания и поведения, можно найти подход, если делать это с душой.
– Следующая практика была уже в родной Ширыштыкской школе, – продолжает рассказ педагог. – Дома, как известно, и стены помогают. К тому же у меня был замечательный наставник Клавдия Михайловна Самоделова, в то время она была классным руководителем 2 класса. Месяц занятий с младшими школьниками, потом еще две недели ведения группы продленного дня пролетели незаметно. Зато для себя сделала вывод – выбор профессии был верным. Мне очень нравилось учить детей, рассказывать им чтото новое. А вот первое собрание с родителями тех самых малышей помню до сих пор. Шла на него с чувством тревоги: как примут. Ведь я совсем еще девчонка. А вдруг не оправдаю их ожиданий. Но, к счастью, с родителями тоже нашли общий язык. Гора упала с плеч. Появилась уверенность: я могу. А раз могу, значит должна.
СЮРПРИЗЫ СУДЬБЫ
С ЭТИМИ мыслями, а также с помощью собственного упорства и настойчивости девушка закончила педучилище и по распределению отправилась учить ребятишек в деревне Тургужан Ужурского района. И здесь снова судьба приготовила сюрпризы, только были они теперь уже не профессионального, а бытового плана.
– Деревушка, где начинала свою трудовую деятельность в 1987 году, была небольшая. Из всех социальных объектов – лишь восьмилетняя школа да магазин. Ни клубов, ни мероприятий, которых в молодости так хотелось, не было, так же, как и какихлибо удобств в доме, где нас, молодых специалистов, поселили.
Но даже не в этом была главная трудность. Девчонкам, выросшим в подтаежном селе Каратузского района, где дрова – на каждом шагу и они – преимущественный источник тепла в доме зимой, пришлось учиться топить печь углем, при этом для розжига использовать даже не лучину или какието щепки, а старые парты и стулья. Но Светлана, не привыкшая пасовать перед трудностями, и здесь проявляла сноровку. Упертый характер помог преодолеть и это испытание.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
СО ВСЕМИ «сюрпризами» землячка справлялась на ура. А вот одиночество девушке одолеть не получилось.
– Подружка в первый же год вышла замуж. Я осталась в квартире одна. Не скажу, что принадлежу к числу публичных людей, но и откровенное одиночество – не по мне. Не знаю, чем бы тогда те длинные зимние вечера закончились, но меня еще в самой школе поддерживал молодой человек, с которым мы и решили узаконить наши отношения.
Молодой супруг, насмотревшись на мытарства второй половинки, принял решение: переезд в родной район неизбежен. Так чета Кожевниковых перебралась в Каратузское. К этому времени молодые супруги ждали пополнение в семье.
– Декретного отпуска такой продолжительности, как сейчас, тогда не было. Потому практически сразу после появления дочки пошла устраиваться на работу, – продолжает Светлана Владимировна. – На дворе – февраль, а я с заявлением пришла в управление образования. Конечно же, все ставки были заняты, учебный год в разгаре. Заведующая районо Федорцова Л.М. предложила должность воспитателя во вспомогательной школе. Нахлынули воспоминания о первой практике, но выбора не было. И вот начались мои трудовые будни. Тяжело не только в морально, но и физически. График работы с 7:00 до 21:00, выходные – скользящие. А дома – муж и ребенок маленький. Благо, где бы я ни работала, везде коллективы хорошие, коллеги выручали, помогали.
Через четыре года появилась вакансия педагога начальных классов в этом же учреждении, и молодая женщина с удовольствием поменяла профессию. Казалось, на тот момент все поставленные цели выполнены. Но снова судьба, и снова «сюрприз».
В 90х годах прошлого века вспомогательную школу расформировали. И молодой педагог снова стал на перепутье. Но Светлана не тот человек, который опускает руки. Согласилась быть учителем коррекционных классов в общеобразовательной школы. Потом была работа с детьми, обучающимися на дому, вела группу продленного дня, заменяла коллег. Своим трудолюбием, тягой к познанию нового С.В. Кожевникова привлекала внимание к себе. Потому основное место работы – педагог начальных классов в Каратузской средней школы – не заставило себя долго ждать.
ПЕРВАЯ, ЛЮБИМАЯ
СВЕТЛАНА Владимировна набрала свой первый класс в 2012 году. Вместе с ними училась новому, познавала увлекательный мир, делала открытия.
– Ребята, пришедшие в этот первый класс, так же, как и уярские дети, – замечательные. Каждый – личность. Не поверите, но я многому у них училась. Общению, выдержке, взаимопониманию. Каждый год, каждый месяц, каждый день – новый опыт. Я мотивировала их на выполнение поставленных задач, они меня – на выдумывание чегото нового. Ведь уча других, постоянно учишься сам.
Четыре года пролетели незаметно. Для вчерашних несмышленышей открылась дверь в среднее звено. К ним на смену пришли другие, ставшие любимыми и неповторимыми. А затем еще одни. Несмотря на то, что началка закончена, старшеклассники – частые гости у своей первой учительницы. И на первое сентября букет от «бывших» – обязателен. И не важно, что не было подсказок на контрольных, а замечания в дневнике появлялись регулярно. Она – первая, она – любимая.
Ровными рядами стоят парты, стопка тетрадей на учительском столе. Ровные ряды цифр на доске. Лес рук при каждом вопросе, желающих отвечать всегда много. Удовлетворение от того, что в очередной раз смог зажечь искорки в детских глазах. А это ли не главное для учителя?
А у Светланы Владимировны в дополнение к этому есть еще и заветный ключик, помогающий открывать детские души и учить верить Педагогу.
Ольга УЛЬСКИХ,