Найти тему
Советы мечтателям

Расширение объёма проверок фюзеляжей Боингов-737МАХ и вылетающие иллюминаторы на А-321LR

Никакого злорадства. Но про зарубежную дуополию последнее время не так много уж хороших новостей. Проблем всё больше, новых решений всё меньше. Когда-то давно Боинг создавал новые модели каждые несколько лет, потом всё застопорилось. Узкофюзеляжная история застряла на 737 модели, планер которого насилуют модернизациями и удлинениями уже больше полувека. Airbus сразу создал идеальный планер, который особо не требует доработок. С этим и живём. А отрасль должна развиваться. Остановка в движении вперёд приводит к движению назад.

Не хочу говорить, что российская авиация лишена проблем. Их много. Устаревающие КБ, которые не желают идти в ногу со временем, у нас тоже присутствуют. Коррупция? По слухам есть, только масштабы много мельче. Смежники подводят? Вот это вообще регулярно, хуже, чем где-либо, что связано с раскачкой работы многих новых производств. Но тренд на новые самолёты сформировался. Суперджет, МС-21 – совершенно новые самолёты, что-то находится в разработке даже. Двигателисты заняты разработкой новых двигателей. Планы и цели есть. В Китае новые ARJ-21 и C919. Да, и тренд на движение вперёд тоже есть. Масштабы несопоставимы, не спорю. Однако, если сравнивать имеющиеся ресурсы, то западные производители вообще уже должны умчаться далеко вперёд и заниматься новыми перспективами, однако топчутся на одном месте.

Постоянно говорил, что Боинг-737МАХ получился значительно хуже предыдущего поколения. Проблем с ним хватает. Да, он экономичнее. Но Боинг-737-800 — это максимум, что можно было выжать из планера. Двигатели с более широким вентилятором на него ставить было противопоказано. В результате установки самолёт потребовал кучу костылей, не говоря о двух катастрофах, а также постоянной остановке производства.

Да, у него есть плюсы. Меньше ждать, чем Airbus, он будет подешевле, да и на него ставятся исключительно Leap-1, которые надёжнее чем изделие от Праттов. Да в целом и по экономике он сопоставим.

Но из хороших новостей только рекордные контракты (а с кем конкурировали? Airbus не догнать, а остальные страшно далеки). А вот плохие превалируют. В августе Боинг сообщил о выявлении новой проблемы с качеством производства компонентов самолётов 737 MAX, производимых его подрядчиком Spirit AeroSystems, которая была связана с неправильно просверленными отверстиями в кормовом гермошпангоуте. Дефект сложно устранить. Американский производитель должен был проверить и отремонтировать 165 уже произведенных, но не поставленных самолётов.

А теперь, на прошлой неделе Боинг и Spirit AeroSystems уведомили FAA и клиентов о том, что компании расширяют объём проверок кормового гермошпангоута самолётов 737 MAX 8. Ни Boeing, ни Spirit не сообщили причину расширения объемов проверок. По данным издания The Air Current, Boeing расширил инспекции, включив в них отверстия, рассверленные вручную.

Многочисленные проблемы с качеством и производственным браком у Spirit привели к предположениям, что Боинг может купить Spirit, чтобы вернуть себе прямой контроль над заводом в Уичита.

Поставки самого продаваемого самолёта Боинг 737 MAX упали в сентябре до самого низкого уровня с августа 2021 года, когда Аналитики всё сильнее сомневаются в том, что Боинг сможет выполнить установленный им же самим план по минимальному объему годовых поставок 737 MAX в 400 самолётов в 2023 году.

400 самолётов в год. Суперджетов произвели лишь 230 за 10 лет. Предел – 36 самолётов в год. В десять раз медленнее Боинга. Но тут важна динамика. В нулевые годы все наши заводы в сумме старались произвести хотя бы 10 самолётов в год. Сейчас, по объективным причинам, производство опять встало на нуле (не считая Ил-76). Но и задачи у Боинга и ОАК разных масштабов. У ОАК это только насытить российский рынок, ну и что-то продать нуждающимся. Ёмкость российского рынка – около 1000 воздушных судов или 50-100 воздушных судов в год. Плюс соседние государства в виде Белоруссии, КНДР, Ирана, Венесуэлы, Кубы (всё же заплатили за ремонт 204), да и африканцы могут заплатить натурпродуктом. Итого предел – около 150 воздушных судов в год всех типов. Это совершенно мелкие цифры для Боинга, но, я бы сказал, слишком фантастически для ОАК. С другой стороны, скажи в 2005 году, что через десять лет страна будет производить 40 самолётов в год, то в это не поверили бы и самые лютые оптимисты. Будем смотреть.

Но я пожелаю Боингу только хорошего. Потому что они – история, которая впитала в себя достижения и Дугласа, и Локхида. Да и братья Райт взлетели в тех краях. Ждём от них только побед. Нужны новые самолёты. Причём всей отрасли. Гражданская авиация, согласно Чикагской конвенции, должна стирать границы.

-2

В то же время у их коллег из Европы A-321-253NX во время перегоночного рейса потерял три иллюминатора из хвоста. Причём причина опять в человеческом факторе. 4 октября самолёт A321LR (б/н G-OATW) авиакомпании Titan Airways совершал перегоночный рейс без пассажиров из лондонского аэропорта Станстед в Орландо, штат Флорида, США. После взлёта, по достижении высоты в 10 000 футов, экипаж заметил «чрезмерный шум в задней части салона» и принял решение о возврате обратно в Станстед. Экипаж произвел благополучную посадку через 37 минут.

Во время внешнего осмотра самолёта обнаружено, что три иллюминатора отсутствуют. Также было выявлено повреждение левого горизонтального стабилизатора. Отдел по расследованию авиационных происшествий Великобритании AAIB классифицирует инцидент как несчастный случай и в настоящее время проводит расследование. Самолет ранее использовался для осуществления VIP-рейсов для британского правительства. С 23 сентября по 2 октября он находился в лондонском аэропорту Саутенд для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту, а затем перелетел в Станстед.

Расследование проводят, только сдаётся мне, что проблема опять-таки в культуре производства. Хорошо, что не в полёте с пассажирами. Посмотрим, к чему в итоге придёт расследование.

Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/

Подборки тематических статей автора доступны здесь:
https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.

2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/374798.html

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.

4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/305462.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-na-2023-god-63b499ea1b4d7472f25cfcd5

5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/