Каждый руководитель в соответствии со своим стилем управления и характером осуществляет руководство коллективом. Но бывает так, что руководитель относится к своим подчинённым как к бездушным механизмам, выполняющим определённую функцию.
Это в корне неверно!
Ведь каждый сотрудник это в первую очередь личность, которая имеет чувства и жизненные принципы.
И для эффективной работы коллектива руководитель должен воспринимать каждого сотрудника именно так. Это не значит, что необходимо вникать во внутренние проблемы человека и быть психологом. Просто не нужно делать ошибок в общении с подчинёнными. И чтобы их не делать мы дадим несколько полезных рекомендаций. Следуя им, в глазах подчинённых вы будете авторитетом.
1. Не вешать ярлыки
Ситуация. В школе ученик носит очки. Его называют ботаником. Ярлык. Или вот ситуация приближенная к нашей теме. Молодому сотруднику было поручено провести переговоры с клиентом. Клиент был сложным в общении и в итоге сотрудник не смог провести успешные переговоры и заключить сделку. Возможно, не хватило опыта. После этого случая менеджер, не разбираясь, сделал вывод, что этот подчинённый не коммуникабелен и не способен к такой работе. То есть, руководитель сделал вывод по одной неудаче сотрудника и повесил на него ярлык «плохой переговорщик» без учёта контекста. Так делать нельзя. Прежде чем делать вывод необходимо разобраться в ситуации. Дать сотруднику проявить себя несколько раз. И только после этого делать вывод. Ярлыки не позволяют работникам раскрыть свой потенциал и не способствуют их профессиональному развитию.
2. Не демотивировать сотрудника.
Всегда бывают конфликтные ситуации или ситуации, когда руководитель пытается своеобразно побудить сотрудника работать как он хочет. Порой это получается не совсем успешно. Ситуация. В фирме работает бухгалтер. Молодая девушка у которой ребёнок ходит в детский сад. Она исполнительна, пунктуальна и педантична по отношению к цифрам. Единственное, она каждый день водит и забирает ребёнка из детского сада. И порой часть работы она оставляет на следующий день. Получается, что в силу объективных причин она не может оставаться работать сверхурочно. Начальнику это жутко не нравится, но он понимает, что она очень хороший специалист и увольнять её он не собирается. Он хочет, чтобы она большие объёмы работы выполняла день в день. И он, пытаясь её заставить оставаться после работы, пока она всё не сделает, говорит: «Ты должна оставаться после работы и доделывать отчеты. Знай! Незаменимых людей нет. Я легко найду на твоё место другого!». То есть он демотивирует своего подчиненного. К чему это может привести? К тому, что эта девушка будет пытаться искать работу, где у неё будет возможность забирать ребёнка из садика. А этот руководитель потеряет сотрудника. Может быть, он и найдет замену этой девушке, но далеко не факт, что она будет таким же профессионалом. Поэтому, прежде чем пытаться убедить в чём-то своего подчинённого разберитесь в ситуации и попробуйте найти другие варианты решения проблемы. Главное не демотивируйте сотрудника. Вы его можете потерять.
3. Не сравнивать сотрудника с предшественниками
Наверняка кто-нибудь из вас слышал такие слова: «а вот до тебя, был сотрудник, который делал эту работу лучше…» или такие слова: «ты очень медленно работаешь, а вот (условный) Иванов, Петров, Сидоров, который работал до тебя делал такую же работу быстрее». Автор этой статьи, будучи новым директором учреждения, заметил, что сотрудники постоянно сравнивали его с предшественником. И между собой обсуждали все его решения в контексте: а как бы поступил предшественник?». Честно говоря, не очень приятно. Особенно, когда говорят, что тот бы сделал не так как этот или лучше и правильнее. Точно так же и руководитель по отношению к своим сотрудникам не должен делать сравнение между предыдущим и действующим. Действующий сотрудник должен сам проявить себя. Это другой человек и делать он будет всё по-другому, как он умеет. Самое главное чтобы был результат.
Советуем соблюдать эти рекомендации, чтобы не делать досадных ошибок при работе с подчинёнными. Помните в любой организации главное – это команда. И чем она сплоченнее, тем эффективнее.