Найти тему
Картины рассказывают...

Скромная богиня Гестия

Гестия, богиня семейного очага и жертвенного огня, незаслуженно обойдена вниманием художников. Это сейчас её порой изображают художники в образе юной красавицы, как сделал, например, американский художник Говард Дэвид Джонсон.

 Говард Дэвид Джонсон. Гестия, 2014
Говард Дэвид Джонсон. Гестия, 2014

И то не поймешь, картина это или фотомонтаж. Художник работал и в том, и в другом направлении.

Удалось найти лишь одно доступное изображение на шерстяном гобелене, изготовленном в Египте в шестом веке.

Художник неизвестен, Гестия, полная благословений, 6 в.
Художник неизвестен, Гестия, полная благословений, 6 в.

Существует еще немного скульптур с изображением богини.

Скульптуры Гестии
Скульптуры Гестии

Почему так случилось, не знаю. Ведь Гестия ни какя-нибудь второстепенная богиня. Она - старшая из Олимпийских богов. И в то же время, младшая. Гестия упоминается как "первое и последнее" божество первоначальных шести олимпийцев.

Гестия была была первым ребёнком, рожденным Реей от Кроносом, и первым, которого проглотил обезумевший титан Кронос. Вскоре после этого, опасаясь за свою власть, он проглотил четверых из пяти оставшихся своих детей: Деметру, Аида, Геру и Посейдона.

Когда же Зевс заставил Кроноса извергнуть своих братьев и сестёр из его желудка, Гестия была последним ребёнком, которого изверг Кронос.

На её руку претендовали боги Аполлон и Посейдон, но она поклялась навсегда остаться девственницей. ей была дарована честь быть богиней домашнего очага, гостеприимства и жертвенного огня, которую чтили не только на земле, но и на горе Олимп.

Вот как пишут об этом "Гомеровские гимны":

Клятвой она поклялася великой – и клятву сдержала, –
До головы прикоснувшись эгидодержавного Зевса,
Что навсегда она в девах пребудет, честная богиня.
Иллюстрация из книги "Систематизированная греческая мифология", 1880
Иллюстрация из книги "Систематизированная греческая мифология", 1880

В отличие от других богов и богинь, она не была замешана в скандалах и интригах, которые были распространены на Олимпе.

Существует немного мифов, в которых была задействована Гестия. Одним из них был миф о Прометее, похитившем огонь для людей. В одном из вариантов говорилось, что Прометей то ли похитил огонь у Гестии, то ли сама она ему дала.

По сравнению с другими греческими божествами, у Гестии было не так много посвящённых культовых центров и храмов. Так Павсаний, древнегреческий писатель и географ II века, автор своего рода античного путеводителя «Описание Эллады, упоминает в своем труде лишь о пяти храмах, где была представлена Гестия: в Афинах, Оропе, Гермионе, Спарте и Элиде.

Это было связано с тем, что греки верили, что каждый храм в стране был местом обитания Гестии. По их мнению - Гестия была везде. В любом доме, в любом храме.

Богиня Гестия играла значительную роль почти во всех бытовых сферах греческого общества. Её важность проистекает из использования очага, который предназначался для приготовления пищи, жертвоприношений и поддержания тепла в доме. В начале любой трапезы обычно с восхвалениями обращались к Гестии, благодарили за возможность пользоваться огнем.

Именно для Гестии древние греки приберегали первое и последнее подношение вина.

В Древнем Риме существовала своя богиня - покровительница семейного очага и жертвенного огня. Веста. Есть мнение, что это одна и та же ипостась, представленная под разными именами (которые, если вслушаться, даже похожи). Хотя в последнее время ученые выносят предположения, что у Гестии и Весты разные происхождения.

Хотя еще Цицерон в "Природе богов" писал: "Имя Весты идет от греков, она ведь та, которая у них зовется Ἑστία, и власть ее простирается над жертвенниками и очагами. Так что этой богине, которая является хранительницей всего домашнего, и всякая молитва, и всякое жертвоприношение лучшее".

В Древнем Риме существовал целый культ Весты, в котором были заняты жрицы, которых называли весталками. Вот им, девственницам-весталкам художники посвятили много картин.

Константин Хёльшер. В храме Весты, 1902
Константин Хёльшер. В храме Весты, 1902

Но о них я расскажу в другой раз.