Дамы и господа, говорит старший бортпроводник. Теплые деньки на Урале постепенно подходят к концу, а это значит, что вступает в силу зимняя навигация, когда авиационные предприятия так же переходят на зимние режимы работы. Нет, самолеты не переобувают на зимнюю резину, все немного иначе. С удовольствием вам об этом расскажу.
Пониженные температуры.
Ни для кого не секрет, что зимой температура падает, а вместо дождика идет снег или снеголед, в зависимости от региона. И вот она первая опасность, на что обратить внимание: трапы. Если трап телескопический, то он обогреваемый, однако в нем все равно бывает холодно. Ветер. Если трап подъездной, то он может быть покрыть снегом, льдом, а холодный алюминий ступеней станет довольно скользким. Берегите себя и смотрите куда наступаете. Как говорится: "Будьте осторожны и внимательны при выходе из самолета на трап".
Низкие температуры, следовательно вы и другие пассажиры будут приходить в самолет тепло одетыми. Открою тайну, зимой и на борту воздушного судна температура ниже, чем летом. Летом поддерживается около 23-24 градусов цельсия, зимой отметка смещается в сторону 21-22 градусов. Тем, кто пришел в теплой одежде будет комфортнее при 21 градусе, чем при 24. А куртки поместятся на багажную полку. Зимой дважды подумайте о том, что вам надо взять с собой на борт и поместится ли это на полку над головой.
При отрицательных температурах вода замерзает. Кристаллизуется. Все по законам физики. На самолете она так же может кристаллизоваться и тогда помыть руки или попить чая будет невозможно. Технический состав будет очень сильно недоволен, промерзание трубопроводов опасно их разрывом, а значит и сходом самолета с линии на какое-то время. Мы не специально, честно. Utair придумали решение - в некоторых самолетах, особо часто оказывающихся на севере, вода просто отключена. В уборной влажные салфетки, кипяток для чая доставляется на борт в термосе. На сколько знаю, все ATR-72 тюменской авиакомпании не имеют водоснабжения.
Погодные условия.
Помимо пониженных температур, чаще встречаются и порывистые ветры зимой. Большее перемещение воздушных масс из-за большего скопления облаков, увеличения их площади. Да, зимой турбулентность случается чаще, на эту тему очень популярно отвечал в своем аккаунте Дамир Юсупов. Аккаунт в запрещенной ныне социальной сети.
Двигателям самолета снег не страшен, это то же самое что и дожь. А вот крупные куски льда могут его повредить. Зимой требуется повышенное внимание к взлетно-посадочным полосам. Наледь на полосе, однако, является отягчающим условием - коэффициент сцепления колес с покрытием падает, соответственно и тормозной путь самолета растет. Реверсы зимой работают чаще и дольше, чем летом. Но опять же - в зависимости от условий.
Такие зимы как в Питере или Москве давно перестали быть проблемой для современной авиации, все вовремя чистится, а полоса по уровню сцепления приближена к мокрому асфальту, однако и там встречаются казусы.
Так в 2017 году снегопад в столице парализовал работу столичных аэропортов на 8 часов. Из одного только Домодедово были задержаны 450 рейсов. Помню, наши тогда только прилетели, сели, съехали с полосы на рулежную дорожку и встали. Так и простояли там 6 часов. Пассажиры были рады, экипаж тоже. А техника просто не могла пробиться к самолетам через снег.
Пассажиры.
Зимой пассажиропоток падает, рейсов становится ощутимо меньше по сравнению с летом, особенно чувствуется на южных направлениях, однако самые популярные рейсы все равно имеют почти полную загрузку. Под новый год и во время каникул часто наблюдается всплеск: группы детей перевозят в Москву на новогодние праздники и Елки, туристы из других стран часто летают посмотреть столицу необъятной. Сочи не отстает в этом плане - курорт Роза Хутор активно принимает лыжников и сноубордистов, с ними отдельные особенности. Но в целом зимой все проходит как будто спокойнее.
Несмотря на внешнее спокойствие припорошенного снегом аэропорта, прошу вас не забывать, что самолет это средство повышенной опасности. Всегда для пассажиров есть риски обморожений, падений, травм от снега или льда. Или от снегоуборочной техники. Летите из теплых стран в холодный Хабаровск? Возьмите вы с собой куртку. Чем больше сдадите в багаж, тем больше свободного места останется в салоне, не придется нервничать из-за того, что чья-то кладь не входит. Я понимаю, что есть люди, кто оплачивает провоз дополнительной ручной клади, но давайте серьезно - сколько бы вы не заплатили за эту услугу, мы не сможем изготовить для вас персонально новую полку над вашей головой. Везете что-то особо ценное и хрупкое? Не вопрос, поможем разместить в самом безопасном месте. Бесплатно.
Техника.
Про воду сказал, про тормоза сказал, про снег не сказал. Снег, который скопился на корпусе самолета надо убрать, но не щеткой, как с вашей ласточки, а для этого есть процедура обработки антиобледенительной жидкостью. Специальная машина со стрелой, на отдельной стоянке, обольет самолет жидкостью под давлением. Основа той жидкости - пропиленгликоль, как и в антифризе для машины. При попадании в двигатель может появиться странный запах в салоне, спокойствие, он пройдет за пару минут.
Процедура эта займет минут 10-15, после чего экипаж еще раз проверит, что вы пристегнуты и готовы к взлету. А на высоте... На высоте всегда температуры около -60 градусов.
Внутри самолеты так же могут быть подвержены влиянию снега, а значит и влаги. Будет здорово, если снег с вашей обуви останется на трапе.
И еще раз напомню, что основная опасность аварийных ситуаций заключается в том, что они происходят в самый неподходящий для этого момент. Это тонкий намек на куртку и свитер вместо вечернего платья.
Итог.
Надо лететь? Летим. Ничего страшного в зиме нет, все уже научились с ней жить, а последователи братьев Райт предусмотрели все нюансы по технике. Чуть теплее оделись, проявили бдительность и осторожность, а еще ничего не забыли на борту и стало счастье. Да, может потрясти, но турбулентностью вас не напугать!
Благодарю вас за прочтение, за подписку и ваше драгоценное внимание!