Найти в Дзене
Часовой истории

На месте взрыва вагонов с аммонитом образовалась воронка с 10-этажный дом, а в домах сложились межкомнатные перегородки.

Оглавление

Факт аварии и характер груза, который взорвался на станции Куровская в Подмосковье в ночь на 6 декабря 1978 года, требовали самого тщательного расследования.

Город уже спал, когда в 02.50 раздался оглушительный грохот. В жилых домах, которые чудом устояли, снесло межкомнатные перегородки, не говоря о стеклах, осколки которых засыпали спящих людей. Стекла выпали в домах, находившихся на расстоянии около 9 километров от места взрыва.

Кому надо, знали, что на подъездных путях стоят два вагона с 60 тоннами аммонита. Груз предназначался для «Взрывпрома», чьи склады располагались в непосредственной близости от железнодорожного узла. Так взорваться могли только эти вагоны.

https://rus.team/images/article/43228/2018-12-05-327_74469-1_144343.webp
https://rus.team/images/article/43228/2018-12-05-327_74469-1_144343.webp

Угонщик МИГ-25 был приговорен в СССР к высшей мере, всю жизнь ждал, что рука Москвы настигнет, но не дождался - умер от пьянства
Часовой истории19 января 2021

Повезло

Из воспоминаний местных жителей:

«…проснулась от громкого хлопка и звона разбитых стекол. Кинулась прямо босиком туда, где спала дочка. Под ногами хрустели осколки... На кровати моей девочки, прямо на одеяле лежала выбитая из проема оконная рама! Но сама малышка уцелела, только испугалась...»

«...яркая вспышка. Потом грохот, удар... Большой кусок стены, разделявшей две комнаты, от взрывной волны рухнул, едва не придавив моего сынишку...»

Врачи удивлялись, что практически не было обращений с колото-резанными травмами, которые в подобных случаях неизбежны. Чудеса на этом не заканчивались, но об этом чуть позже.

Прежде расскажу о случае, о котором тогда многие вспоминали, как о втором рождении. Мужчина проезжал на грузовике в километре от станции. В момент взрыва машину слегка подкинуло, и следом за оглушительным грохотом раздался свист и резкий удар. Водитель по тормозам. Вышел посмотреть и сразу отвлекся, увидев, что над станцией поднимается черное облако и всполохи пламени. Беглый осмотр машины ничего не дал, темно. Сел и повернул к станции, узнать, что случилось, не нужна ли помощь. Там уже выставляли оцепление, понаехала милиция и военные. Его остановили и попросили не мешать работе следователей, которых ждали с минуты на минуту. Отогнав грузовик в сторону, поставил его на освещенном месте и только тогда увидел, что деревянный борт пробит и осколок застрял в днище в полуметре от водительского места. Повезло.

Но о самом главном чуде заговорили на следующий день, когда масштабы случившегося стали проясняться.

На месте, где стояли вагоны, образовалась воронка диаметром 60 глубиной порядка 10 метров. Вокруг не осталось ни одного целого строения, а многие исчезли вовсе. Движение поездов остановили, поскольку пути были завалены обломками. Лесополоса вдоль дороги выглядела, как после падения тунгусского метеорита - ни одного стоячего дерева, все вповалку.

Несмотря на серьезные последствия, по мнению тех, кто мог это оценить, они были не такими, какими по идее могли бы быть. Все дело в новеньком электропоезде, который стоял как раз между вокзальными строениями и вагонами с аммонитом. На ЭР2-1169 пришлась основная сила удара. Из 12 вагонов, уцелели два – первый и последний, все, что посередине превратилось в груду металлолома.

Электричка успела совершить считанное количество рейсов. Но, видимо, у вещей тоже есть своя судьба. Предназначением пригородной электрички была не перевозка людей, пока не спишут в утиль, а защита их от смерти - ЭР2-1169, прикрыл город собой, в прямом смысле слова.

Версии

Погибших оказалось всего двое, сторож и кочегар котельной. От них ничего не осталось. Однако, на месте предполагаемой гибели сторожа нашли остатки стрелкового оружия. При тщательном осмотре выяснили, что в момент взрыва из него был произведен выстрел. Траектория полета выпущенного заряда указывала, что выстрел производится в сторону вагонов со взрывчаткой.

О том, что в вагонах аммонит, сторож мог и не знать. А если знал, что тем более, не стал бы так рисковать. Но в кого же он стрелял в таком случае и почему?

Учитывая температуру в эпицентре взрыва, обнаружить что-то, что могло пролить свет на причину взрыва, так и не удалось. Позже появилась странная версия о том, что во всем виноват .. сторож, который оказался шизофреником (!). Невероятно, что факт такого заболевания ему удалось скрыть при поступлении на такую работу. Ничего нелепее не придумать. Но эта версия в итоге осталась основной, во всяком случае, для общественности, которая в нее не поверила.

Правительственная комиссия во главе с 1-ым секретарем Московского областного комитета КПСС В.И. Конотопа никаких других версий, кроме «стрелочника», в публичное пространство не выносила.

Среди экспертов также не было единодушия. Большинство склонялось к тому, что одной пули недостаточно, чтобы пробить обшивку вагона и вызвать детонацию аммонита. Все объясняла версия с целенаправленным первоначальным взрывом малой мощности в непосредственной близости от вагонов или под самими вагонами, что могло стать причиной подрыва самих вагонов. Возможно, что охранник увидел кого-то подозрительного. Сами по себе взорваться вагоны не могли, если не помочь.

Железнодорожный узел обеспечивал передвижение эшелонов с военной техникой. Один из них задержался на несколько минут. Задраенный наглухо брезентовыми маскировочными чехлами, военный эшелон был остановлен перед Куровской и отправлен по объездной дороге.

***

По материалам: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B7%D1%80%D1%8B%D0%B2_%D0%BD%D0%B0_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F