Найти в Дзене
Время Романовых

Александр Безбородко. Ближайший соратник Екатерины II.

Изучая историю, те или иные государственные решения мы всегда напрямую связываем с тем правителем, который в тот момент находился у власти. Но ведь на деле все гораздо сложнее и запутаннее. Любой закон, любое дело не начинается и уж тем более не исполняется лишь по воле монарха, каким бы влиятельным он не был. Вокруг него всегда есть лица, способные подсказать, подтолкнуть или, наоборот, отговорить. Одним из таких лиц, служивших империи в годы правления Екатерины II, был Александр Андреевич Безбородко, ее секретарь, в какой-то момент ставший фактически управителем внешних дел России. Род Безбородко берет свое начало от польского шляхтича Дамиана Ксенжницкого, который в конце 16-начале 17 века был лишен дворянских прав и был изгнан на украинскую территорию. Там во время одного из боев ему шашкой отрубили нижнюю часть подбородка, после чего до конца жизни он получил огромный шрам и прозвище «Безбородька». Александр Андреевич был представителем 5 поколения прямой ветви рода Безбородко.

Изучая историю, те или иные государственные решения мы всегда напрямую связываем с тем правителем, который в тот момент находился у власти. Но ведь на деле все гораздо сложнее и запутаннее. Любой закон, любое дело не начинается и уж тем более не исполняется лишь по воле монарха, каким бы влиятельным он не был. Вокруг него всегда есть лица, способные подсказать, подтолкнуть или, наоборот, отговорить. Одним из таких лиц, служивших империи в годы правления Екатерины II, был Александр Андреевич Безбородко, ее секретарь, в какой-то момент ставший фактически управителем внешних дел России.

Род Безбородко берет свое начало от польского шляхтича Дамиана Ксенжницкого, который в конце 16-начале 17 века был лишен дворянских прав и был изгнан на украинскую территорию. Там во время одного из боев ему шашкой отрубили нижнюю часть подбородка, после чего до конца жизни он получил огромный шрам и прозвище «Безбородька».

Александр Андреевич был представителем 5 поколения прямой ветви рода Безбородко. Он родился в 1747 году в городе Глухов Черниговской губернии. Отцом его был генеральный писарь, а матерью - дочь генерального судьи.

Поначалу Александр получал домашнее образование, затем был устроен в Киево-Могилянскую академию. Тогда в нем пробудилась феноменальная память: товарищи не раз будили его посреди ночи и просили назвать даты тех или иных событий, и он всегда давал правильный ответ. Также он без проблем мог цитировать Библию с любого места, к этому его приучил отец.

Сразу после конца обучения, в 1765 году, он начал служить бунчуковым товарищем (то есть человеком, сопровождавшим гетмана в походах) графа Петра Румянцева. При нем же Безбородко заведовал канцелярией, после чего был определен членом малороссийского генерального суда. На этой должности в 1767 году им был составлен «Экстракт малороссийских прав» - сборник правовых норм, действовавших на тот момент в Гетманщине.

Когда началась русско-турецкая война, Безбородко перешел на военную службу, но все так же находился при Румянцеве. Он успевал и участвовать в сражениях, и управлял делами графа, и даже выполнял его тайные поручения. За это он сначала получил звание полковника, а после прибытия в Москву был отправлен к императрице в качестве ее статс-секретаря (то есть человека, принимающего прошения). О годах своей службы у Румянцева в дальнейшем Безбородко отзывался только приятно.

Александр Безбородко на памятнике «Тысячелетие России»
Александр Безбородко на памятнике «Тысячелетие России»

Хоть Румянцев и представил своего протеже как неограненный «алмаз в коре», он явно выделялся на фоне просвещенных вельмож: не обладал хорошими манерами, не знал французского языка и был достаточно неуклюж. Зато отличался замечательной сообразительностью и вскоре развил в себе все недостающие качества.

Несмотря на важное положение и проходящие через него документы, Безбородко все еще был в тени своих более заметных коллег. Однако это шло ему на руку: не привлекая особого внимания, он участвовал в наиболее важных делах империи и мог оказывать на них влияние. В основном, круг его забот сводился к решению внешнеполитических вопросов: морской нейтралитет, оборонительные союзы с западными державами. Ему приписывают ставшей крылатой фразу «Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без нашего позволения выпалить не смела».

Он отлично знал не только всех ведущих личностей других стран, но и помнил, кого и как можно к себе расположить. До нас дошло воспоминание графа Комаровского, который перед отправкой в Вену обратился к Безбородко за помощью и спросил, кому там стоит привезти подарки. Александр Андреевич, ни секунды не задумываясь, перечислил все вкусы венских дипломатов. Любопытно, что сам Безбородко выезжал из России всего один раз.

За свои заслуги Безбородко, конечно, получал награды. В 1779 году он был произведен в бригады. Тогда же получил несколько деревень в Белоруссии. В 1782 году - принял орден Святого Владимира. В 1783 году он стал членом Российской академии. В собственности у него были потомственные владения в Малороссии с несколькими тысячами душ. В 1784 году он стал тайным советником и был награжден орденом Святого Александра Невского. В том же году его назначили членом Коллегии иностранных дел. Фактически он занял место вице-канцлера при дворе. Причем почет исходил не только от российской государыни: римский император пожаловал Безбородко графское достоинство. Перечислять ордена, чины и денежные средства, полученные Александром Андреевичем можно еще долго, главным его достижением было неограниченное доверие Екатерины II.

Работал он, не отвлекаясь от встреч с высшим обществом, - просто садился на диван и тихонько перебирал бумаги. Если в них не содержалось чего-то секретного, он мог с удовольствием зачитывать их присутствующим.

Сохранилась интересная история из биографии Безбородко, которая скорее напоминает анекдот. Однажды, когда его вызвала к себе с докладом Екатерина II, он понял, что не подготовил необходимые бумаги. Однако перед императрицей он держался уверенно и четко зачитал с листа донесение. И только позже выяснилось, что лист был абсолютно чист, а все выступление Безбородко - сплошная импровизация.

Кроме вопросов Министерства иностранных дел на Безбородко легло управление почтовым ведомством. Также он был составителем многих законопроектов.

Купленный им за 22500 рублей и перестроенный по проекту Кваренги особняк на правом берегу Невы стал одним из самых знаменитых в Петербурге. Ограда, представляющая собой фигуры львов, держащих в зубах цепь, восхищала и поражала как современников, так и потомков. Отсюда и название, которое вы, возможно, слышали - «Дом со львами». Безбородко следил не только за своим участком, но и населял окрестные земли собственными крестьянами, помогал развивать сельское хозяйство и строил мастерские.

Жены у него никогда не было. При этом женское внимание его не обделяло, да и сам Безбородко не упускал случая приударить за очередной красавицей. Оперная певица Елизавета Уранова, например, жаловалась Екатерине II на преследования уже не молодого чиновника. С 1790 года в доме Безбородко жила актриса Ольга Каратыгина, которая в дальнейшем вышла замуж за его служащего Ефремова. Однако дочь женщина родила от хозяина дома. О ребенке Безбородко заботился, дал образование и оставил хорошее приданое.

Самыми известными его отношениями был роман с итальянской певицей Анной Бернуцци. Он даже хотел подарить ей одно из своих имений, полученных за службу государству. Но узнавшая об этом императрица была в бешенстве и распорядилась выслать артистку из страны. Имение было затем выкуплено на средства из казны.

Другой слабостью Безбородко было частое посещение питейных заведений. Екатерина II об этом знала, но особо на своего сподвижника не влияла, да и вряд ли могла что-то изменить. Он частенько переодевался в простую «мужицкую» одежду и шел по кабакам и публичным домам, где его встречали как родного в первую очередь из-за большого кошелька. Наутро после очередного загула его будили холодной водой, собирали и отправляли к государыне.

-3

Безбородко отлично обходил по влиянию всех именитых сановников екатерининского времени, но сам оказался оттеснен ее последним фаворитом Платоном Зубовым. В настоящую опалу он попасть не успел из-за скорой смерти императрицы. После прихода к власти ее сына Павла многие ведущие дворяне лишились должностей и жалования, а Безбородко, вопреки ожиданиям, даже был назначен канцлером. Тогда же он получил титул графа, а в день коронации нового монарха был пожалован достоинством светлости. Павел I говорил про Безбородко: «Этот человек для меня дар Божий».

Ходили слухи, что расположение императора Александр Андреевич завоевал, преподнеся ему то самое завещание Екатерины II, по которому престол должен был перейти ее внуку Александру. Конверт Павел сжег, а Безбородко это проявление верности не забыл. Вновь посыпались ордена, драгоценности и поместья. И даже несмотря на такое богатство, до конца своих дней Безбородко был в больших долгах. Много денег, например, он тратил на подарки женщинам.

К концу 1798 года он подал ходатайство об оставлении службы, но получил лишь заграничный отпуск. Однако даже его Безбородко не дождался. Он умер в апреле 1799 года от паралича. Имущество, оставшееся после графа, было оценено в 4 миллиона рублей, не считая принадлежавшей ему приличной картинкой галереи.

Похоронен Александр Андреевич на территории Александро-Невской лавры и даже после смерти привлекал к себе особое внимание: его надгробие считалось одним из самых выдающихся того времени и стоял чуть ли не в ряду произведений искусства. На мраморном постаменте находится бронзовый бюст Безбородко, за ним стоит ангел Мира с символичной оливковой ветвью, по сторонам тоже сидят фигуры ангелов-девушек.

-4