Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Палата" (СССР, 1965), "Письма к живым" (СССР, 1965) и "Хочу верить" (СССР, 1965): мнения кинокритиков и зрителей

Палата. СССР, 1965. Режиссер Георгий Натансон. Сценарист Самуил Алёшин (по собственной одноименной пьесе). Актеры: Андрей Попов, Евгений Перов, Виталий Доронин, Юрий Пузырёв, Руфина Нифонтова, Наталья Фатеева, Юрий Аверин, Инна Макарова, Феликс Яворский, Жанна Прохоренко, Борис Токарев и др. 18,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Георгий Натансон (1921–2017) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, восемь из которых («Шумный день», «Всё остаётся людям», «Палата», «Ещё раз про любовь», «Старшая сестра», «Посол Советского Союза», «Повторная свадьба», «Валентин и Валентина») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Действие пьесы С. Алешина, которая стала основой для фильма, происходит в больничной палате, где главные персонажи спорят, отстаивая свои жизненные позиции: один держится за старые догмы, а другой настроен против «пережитков культа личности»…

Советская кинопресса осталась недовольной этой драмой – и ее прямолинейностью, и антикинематографичностью.

Кинокритик Н. Игнатьева (1923-2019) писала, к примеру, так: «Обнаруживаются ли в «Палате» особые, кинематографические свойства экрана? Можно ли утверждать, что мы смотрели произведение, созданное хотя бы с учетом возможностей кино, не говоря уже об образной природе этого искусства? Боюсь, читатель уже заметил, что в… фильме не чувствуется присутствия кинематографа. … С. Алешин не писал сценарий как произведение кинодраматургии, он подгонял готовую пьесу к экранному действию» (Игнатьева, 1965: 92). Игнатьева Н. Только своим путем! // Искусство кино. 1965. 5: 90-92.

Что касается нынешних зрителей, то часть из них предъявляет к «Палате» претензии, аналогичные тем, что были у Н. Игнатьевой:

«Не получилась ни пьеса у Алёшина, ни фильм у Натансона. Всё безлико, схематично и конъюнктурно» (Мономах).

Но есть зрители и сегодня высоко оценивающие эту ленту:

«Невозможно не удивляться тому, что фильм великого режиссёра Натансона с великими актёрами… «валяется на полке» много лет. А всякая дрянь заполонила весь экран» (Алексей).

Киновед Александр Федоров

-2

Письма к живым. СССР, 1965. Режиссер Валентин Виноградов. Сценарист Алесь Кучар. Актеры: Светлана Макарова, Астрида Кайриша, Валентин Никулин, Григорий Гай, Николай Прокопович, Стефания Станюта, Бронюс Бабкаускас и др. 18,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

У режиссера Валентина Виноградова (1933–2011) была трудная судьба: годами ему не давали снимать, его лучший фильм «Восточный коридор» (1966) был подвергнут несправедливой критике и почти не имел проката. Съемки «Синей пустоши» были остановлены, а сам материал уничтожен… В итоге в тысячу самых популярных фильмов у В. Виноградова вошли три фильма: «День, когда исполнятся 30 лет», «Письма к живым» и «Земляки»…

После того, как я опубликовал в журнале “Вопросы культурологии» большую статью о военной драме Валентина Виноградова «Восточный коридор» (1966 год, выход в ограниченный прокат – 1968 год, но при этом 10,7 млн. зрителей за первый год демонстрации!), я послал ее режиссеру. К моему удивлению, очень скоро я получил от него ответ со словами благодарности, мы созвонились, и довольно долго говорили о его фильмах, о цензурных запретах и о том, почему судьба фильма «Восточный коридор» оказалась такой печальной… (мою статью о шедевре Валентина Виноградова «Восточный коридор» можно прочесть здесь: Федоров, 2011).

«Письма к живым» – психологическая драма о судьбе коммунистки–подпольщицы – неплохо прошла в прокате, но вскоре была отправлена на полку в связи с «неактуальностью» оттепельной темы репрессий 1930–х.

В «Истории советского кино» фильм «Письма к живым» обвинялся в том, что «обратившись к историческому материалу, к конкретной исторической судьбе, авторы не сумели показать тот героический путь, который прошла легендарная патриотка, сместив акценты с реальных фактов на вымышленные, мелодраматические ситуации. Это помешало актрисе С. Макаровой раскрыть мужественную, неуемную, полную жизнелюбия натуру прототипа своей героини» (История советского кино. Т. 4. М., 1978. С. 174-175).

В итоге сегодня об этой картине вспоминают немногие зрители:

«Этот фильм … построен на удивительном посыле: будучи посвященным «святой коммунистке», он не агитирует ни «за», ни против, но обличает собственную же идею, поскольку по соблюдаемым в нём законам художественной правды выводится, что изображенное создание (героиня, мученица…) возможно лишь как флюктуация (случайное отклонение от какой–нибудь величины – А.Ф.)… Ну, и масса гениальных мелочей технического толка. … этот фильм изучали бы во всём мире, как веху в истории кино, будь они снят в Италии каким–нибудь Росселини. … Притом что, на фоне "Восточного коридора" (следующий фильм Виноградова) – это лишь разминка, ученическое упражнение» (Влас).

«Фильм необычный. Посмотрела с огромным удивлением и интересом. Сейчас так не снимают. И дело не в партийной принадлежности героини – в те годы нельзя было обойтись без политики. Поражает театральность некоторых кадров, многое – как страшный сон. Претенциозность – да, есть местами… Немного неровный фильм, но … современные супер–пупер новаторы должны обзавидоваться» (Гал).

Киновед Александр Федоров

-3

Хочу верить. СССР, 1965. Режиссер Николай Мащенко. Сценаристы: Игорь Голосовский, Николай Мащенко (по мотивам одноименной повести И.Голосовского). Актеры: Алексей Сафонов, Екатерина Крупенникова, Юрий Лавров, Анатолий Иванов Игорь Ледогоров и др. 18,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Николай Мащенко (1929-2013) любил снимать остросюжетные фильмы. Наибольший успех у зрителей имели его сериалы «Овод» и «Как закалялась сталь»… Но и фильм «Хочу верить» в свое время был довольно тепло принят аудиторией…

Героиня это драмы – подпольщица Людмила была ошибочно обвинена в предательстве…

Журналист (Алексей Сафонов) уже после войны пытается разобраться в том, действительно ли Людмила была предательницей…

Мнения зрителей XXI века об этом фильме разнятся:

«Режиссер умело сочетает реалистические зарисовки с романтико-героическим пафосом. В фильме есть и знакомые исповедальные интонации героев, и крупные планы. Чувствуется новаторский стиль, отличный от манеры фильмов 40-50 годов» (А. Гребенкин).

«Тема интересная, но фильм, как и многие фильмы к/ст им. Довженко смотрятся с трудом. Затянутые сцены, эпизоды…» (Юрий).

Киновед Александр Федоров