Сколько преподаю литературу в школе, столько и недоумеваю: зачем современным шестиклассникам сложный и по языку, и по композиции, и по проблематике роман А.С. Пушкина "Дубровский"?
"Капитанская дочка" в 8 классе - самое то, и возраст подходящий, и проблемы для них важные и актуальные. Но там и язык намного проще, и сам сюжет динамичнее. Идет на ура.
А бедные шестиклашки вынуждены пробираться через непонятный текст с непонятными героями и довольно сложносочиненной композицией. Даже я прихожу в отчаяние, когда читаю вслух первые главы, продираясь через бесконечные "сей" и "оный".
Удивительно, что произведение детям обычно в итоге нравится. Главное, как-то осилить первые 5-6 глав с описанием ссоры двух помещиков и последствий сей ссоры. Главное, добраться до детективного сюжета перевоплощения Дубровского в Дефоржа, а потом обратно, до любовной истории с Машей, до ее печальных слов: "Вы опоздали". Тогда чтение идет веселее, что-то дети даже могут пересказать, о чем-то порассуждать.
Первые же главы я читаю обычно вслух, объясняя своими словами все перипетии сюжета. Мы же помним, что шестиклассники еще ни сном ни духом о крепостном праве, хотя нет, в 5 классе я провела исторический ликбез при изучении "Муму". Приходится напоминать, вспоминать, что-то объяснять заново, так как за год все забыли за ненадобностью.
И вот сегодня я быстренько читаю первые 5 глав, задаю на дом следующие три, завтра выясним, кто сколько осилил, вряд ли больше одной, на самом деле. И ладно, дочитаем, а потом дело пойдет веселее. Я надеюсь.
Девочки еще хоть как-то слушают, а Коля безмятежно спит, положив голову на руки. Когда я тихонько его окликаю, не слышит, потом Тая тычет его в спину, он просыпается возмущенный: "Я не спал!". Ну да. Посмотрела-посмотрела я на спящего Колю и велела ему доставать учебник русского и писать домашнее упражнение, все равно дома не сделает, так уж пусть на уроке пишет, а не спит.
Так вот "Дубровский". Кто-то помнит еще это произведение? С чего там все началось? С того, что богатый самодур Троекуров решил отобрать у бедного соседа Дубровского деревню из вредности и корысти? Как бы не так.
Дубровский мало чем отличается от своего соседа и друга, разве что не так богат, скорее беден, а поэтому не так заносчив. Ссора началась с того, что он при обходе псарни делает замечание своему другу, что у него собаки живут лучше людей. Это правда так, но будто он раньше этого не знал. А почему он так говорит? Людей Троекурова пожалел? Вовсе нет. Просто от зависти. Будучи сам страстным охотником, он не имел возможности держать столько породистых охотничьих собак, как Троекуров (а их у него больше 300, на минуточку), вот и решил задеть соседа.
Обиженный его словами псарь справедливо замечает, что иной и дворянин не прочь иметь такую конуру вместо своего домишки. Это прямое оскорбление, и от кого? От холопа? То есть к крепостным людям Дубровский относится так же пренебрежительно, за людей их не считает. А крестьян Троекурова, которые воровали у него лес, поймал и приказал высечь. Так-то. Тоже крепостник и самодур не хуже Троекурова.
Ну и понеслось. А чем закончилось, известно. Стоит заметить, что Троекуров, отобравший деревню у друга по суду, довольно скоро раскаялся и решил помириться с ним и вернуть деревню. И только случайное стечение обстоятельств приводит к эскалации конфликта, скажем современным языком, и все это приводит к трагедии: смерть старого Дубровского, пожар, гибель в доме судебных присяжных.
А что же молодой Дубровский? Он уехал из дома в Петербург в 8 лет и больше ни разу не приезжал в деревню к отцу. Именно поэтому ни Троекуров, ни Маша не признают в Дефорже молодого соседа. Бедный отец все свои небольшие средства отправлял на содержание Володеньке, который вовсе их не ценил, играл в карты, делал долги, жил в свое удовольствие и очень надеялся поправить свое материальное положение, женившись на богатой невесте.
И вот такой избалованный молодой барчук внезапно остается без всего: без средств, без деревни, без отца, без надежд на будущее и к тому же вне закона, так как доказать, что он невиновен в смерти присяжных невозможно.
Что же ему остается делать? Становиться благородным разбойником, этаким Робин Гудом, грабящим на дорогах богатых помещиков.
Вот это вот все предстоит объяснить шестиклассникам. И как-то их этим увлечь. Зачем? Зачем?! Дай ответ, составитель учебника. Не дает ответа.
А тут еще вот что интересно: авторы и составители учебника: Меркин и компания, посчитали себя людьми современными, прогрессивными и часть произведений не стали печатать в книге, а вынесли в электронное приложение, предложив детям прочитать их в электронном формате. Но могли ли они предположить, что их приложения в виде дисков через несколько лет вымрут, как мамонты, что этот диск просто некуда будет вставить. Поэтому мы дружно отправились в библиотеку и взяли старые, несовременные, непрогрессивные учебники, которые, к счастью, сохранились в недрах старого шкафа.