В наши дни рынки интересует уже не американская статистика, ни общее положение бизнеса на мировой арене, а дивиденды, их предстоящий размер и регулярность выплат. В трейдерских кругах успело даже устояться выражение «рынок прайсит дивиденды». Растут акции тех компаний, в которых инвесторы предполагают выплату более щедрых дивидендов.
Рост происходит не на пустом месте, а исходя из совокупности дивидендной истории компании, ее дивидендной политики, прописанной либо в Положении о дивидендной политике, либо в Уставе, отчетности компании как по РСБУ, так и по МСФО. Зачастую рынок уже начинает «прайсить» дивиденды заранее, уже исходя из операционных отчетов. Как раз о том, как это происходит, мы и расскажем в данной статье.
1/2. Дивидендная политика
Дивиденды – это форма распределения прибыли. Любая компания, даже ООО, может выплачивать дивиденды. В Уставе любой ООО будет прописано: «По результату периода хозяйствования компания имеет право распределить прибыль между ее участниками». Период хозяйствования – 1 квартал, полугодие, 9 месяцев и год. Компании выгодно распределять прибыль дивидендами, так как с них платится 13%НДФЛ.
ПАО, как правило, имеют унифицированную «маст хэв» запись в Уставе о дивидендах, хотя могут прописать и на уровне Устава более детализированную формулировку. Дополнительно ПАО прописывают внутренний документ «Положение о дивидендах», где уже могут писать что посчитают нужным, а при желании могут и «переделать». Переделать Устав возможно, но несколько сложнее. Некой нормой сейчас является выплачивать дивиденды 50% от чистой прибыли по МСФО.
Одни компании выплачивают дивиденды один раз с годовой прибыли, другие в два захода (например раз в полугодие), а некоторые предпочитают раз в квартал. Тут уж, кто и как посчитает нужным. Не стоит забывать, что компания может переделать внутренний документ при необходимости. Так что желательно понимать, кому из акционеров и почему нужны/не нужны стабильные дивидендные выплаты.
Еще рекомендуем смотреть историю дивидендных выплат. Компания может и не обременять себя каким-либо внутренним документом, либо прописывать в нем абстрактные формулировки типа «компания имеет право распределять прибыль в форме дивидендов», но иметь весьма стабильный поток дивидендных выплат.
2/2. Определение дивидендов по отчетности
Если понимать, какую «долю» прибыли компания направит на дивиденды, то можно вычислить размер дивидендов. Для этого понадобится знать два параметра: размер прибыли и количество акций. Количество акций всегда можно посмотреть на сайте МосБиржи в разделе Листинг – Количественные показатели.
По отчетности чуть интереснее. Как только заканчивается календарный квартал, начинается период отчетности. Сперва компании публикуют производственные (операционные) отчеты, где показывают сколько ископаемых добыли, продукции произвели, магазинов открыли и т.д. И тут инвесторы уже начинают экстраполировать эту информацию на прибыль, которая является производной от операционной деятельности.
Далее компании публикуют отчетность по РСБУ (Российским стандартам бухгалтерского учета), а уже после по МСФО. Отметим, что по РСБУ цифры по прибыли публикуются несколько меньше, чем по МСФО. РСБУ – это наша российская отчетность, которая исторически ориентирована на надзорно-проверяющие инстанции и прибыль в ней несколько занижена. Причем РСБУ это «неконсолидированная» отчетность, она учитывает в себе только прибыль одного юридического лица без учета прибыли группы.
МСФО - это отчетность по международным стандартам, которые были ориентированы на инвесторов. Прибыль по МСФО несколько больше и носит консолидированный характер (включает прибыль «дочек»). Как правило, компании в расчете дивидендов используют данные именно по МСФО. РСБУ носит характер «предвещающего» показателя.
Инвесторы, посмотрев отчетность за квартал, полугодие, 9 месяцев, уже экстраполируют ее на годовые данные, так как предполагают, что темпы получения прибыли аналогичным характером на горизонте года будут аналогичными. Вычислить дивидендную долю просто: размер прибыли умножим на коэффициент дивидендов (например 50% от МСФО)и разделим на количество выпущенных акций.
Но не стоит забывать, что компания может:
а) изменить дивидендную политику;
б) направить прибыль, полученную в течение года, например, на крупную покупку или выплату долгов и по результату года опубликовать меньшую прибыль и из нее выплатить дивиденд;
в) резко поменять приоритеты и изменить дивидендную структуру, так как дивиденды это все же больше «право» компании, нежели обязанность;
г) изменить количество акций (провести дробление и объединение, но это крайне сложная корпоративно-юридическая процедура и делается крайне редко).
Стоит понимать, что в нормальные периоды компания скорее будет выплачивать дивиденд «по-стандарту». А вот в случае экстраординарных событий дивидендная политика может меняться. Но все же компании стараются быть прозрачными и делать по возможности дивидендный поток максимально предсказуемым.
Вывод
Чтобы понимать, сколько компания будет выплачивать дивидендов, нужно отслеживать изменения ее дивидендной политики, прибыль по РСБУ и МСФО, а так же понимать, кому нужно, чтобы дивиденды были выплачены. Ознакомиться со всеми нюансами работы с дивидендными акциями вам всегда помогут эксперты компании «АЛОР Брокер»!
Подготовлено Вадимом Федосенко
Открыть брокерский счет