Есть два фильма по роману американской писательницы Патриции Хайсмит "Талантливый мистер Рипли". Современному зрителю больше известен фильм 1999 года Энтони Мингеллы. И это неудивительно - перед нами предстают виды колоритных итальянских городов, Средиземное море с плывущими по нему яхтами, красивые и талантливые актёры Мэтт Деймон, ГвинетПэлтроу, Джуд Лоу, звучит весёлая и непринуждённая джазовая музыка. Но за красивой картинкой открывается неоднозначный и непростой сюжет. Актёры прекрасно передают нам переживания главного героя, которого играет Мэтт Деймон, лёгкий весёлый нрав персонажа Лоу, а также терзания и душевные сомнения героини ГвинетПэлтроу.
Том, главный герой, то намерено, то случайно вживается в образ обожаемого им Дики. Дики служит для него образцом для подражания, предметом зависти и, возможно, объектом влюбленности. Том считает, что лучше быть другим человеком, чем быть никем. Именно никем он себя и считает. Убив Дики, Том пытается занять его место - распоряжаться его вещами, деньгами, стать сыном его отцу, встречаться с девушкой из высшего общества. Том оправдывает свой преступный поступок, понимая, что иначе у него не было бы шансов пробиться наверх.
Каков же он - Том Рипли? Что им движет? Здоров ли он психически?
Надо сказать, что таланты мистера Рипли - умение подделывать подписи и изображать голоса других людей - говорят о двуличности его натуры. К тому же, аккомпанируя певице в богатом доме, он использует чужой пиджак, говорящий об обучении в престижном ВУЗе. Том хочет производить впечатление другого, более успешного и богатого человека. Он умеет втереться в доверие, демонстрирует чужие интересы, чтобы казаться более привлекательным. Всё это говорит о заниженной самооценке и неуверенности в себе. Он считает, что, будучи самим собой, он никогда ничего не добьётся в жизни.
Он не желает подниматься вверх постепенно, последовательно, прилагая к этому определённые усилия. Он хочет получить все и сразу - внешность и обаяние Дики, деньги, уверенность и положение в обществе его отца. Нет ли тут противоречия? Приниженный и неуверенный, при этом амбициозный и целеустремленный? Герой Деймона противоречив. Его личность соткана из разнонаправленных черт, в нем нет стержня, в его поступках нет чёткости, он поддается сиюминутным порывам, не оценивая последствий.
Человек со способностью прогнозировать свои действия сразу понял бы, что долго изображать другого у него не получится, несмотря на все его таланты. Обман должен быть раскрыт рано или поздно. Однако Том все больше и больше погружается в ситуацию, все больше запутывается, все больше врет. Он убивает ещё двух человек, чтобы его преступление не было раскрыто.
Да, ему снятся кошмары, но ему не жаль тех людей, которых он лишил жизни. Его желания оправдывают все его поступки. Так он считает. Он холоден и расчетлив. И жалеет он только себя, родившегося не тех условиях и не в той семье, в которой хотел бы.
Личность, полная противоречий - это уже не норма. Наш герой к тому же лишён обычных человеческих эмоций - сочувствия, вины, совести. А эмоциональная холодность очень часто является признаком психического расстройства. Отсутствие возможности построить прогноз своих действий, сложности в оценке ситуации и патологический мотив преступления наводят на мысль о том, что Том имеет, как минимум, особенности характера, а, скорее всего - психическое расстройство, мешающее ему проживать свою собственную жизнь, ставить реальные цели и реализовывать адекватные планы.
Конечно, ставить диагноз, не видя больного, в медицине не принято, но в данном случае речь идёт не о живом человеке, а о персонаже, блестяще сыгранном Деймоном, который передал весь спектр сложной натуры своего героя и преподнёс нам для размышления целый ряд поступков, которые очень сложно уложить в рамки нормы.
Статья подготовлена врачом-психиатром, главным врачом Центра ментального здоровья MeMento, Никитенковой Ириной Игоревной
Подписывайтесь на наш телеграмм канал
Смотрите интересные видео о психиатрии на нашем YouTube-канале