Старьёвщик занимает собой весь кадр снимка Эжена Атже (годы жизни 1857-1927) на обочине парижской улицы. С размытым задним фоном всё внимание сосредоточено на ремесле человека, который позирует с очень большой деревянной тележкой позади него самого. В 1898 году Атже приступил к проекту с квазиэнциклопедической целью любыми путями запечатлеть Старый город Парижа – столицы Франции, находящийся под прямой угрозой новой урбанизации. В серии о давно забытых профессиях он без прикрас показывает повседневную жизнь людей.
Фотограф раскрывает социальные и политические изменения, которые и привели в итоге к современной Франции. Следуя по пути, проложенному типичным французским модернистом по имени Шарль Бодлер (годы жизни 1821-1867), чья поэма «Вино Старьёвщиков» изображает героев подобной профессии, как «убитых тяжёлым трудом людей, измученных своими прожитыми годами, каждый из которых сгибается в три погибели от хлама, который тащит за собой даже несмотря на то, что он представляет лишь беспорядочную блевотину огромного города Парижа».
Атже с успехом продолжил этот современный эпитет и сделал старьёвщика частью своей более широкой метафоры поэта как героя современности. Писатель Жюль Жанен (годы жизни 1804-1874) считал корзину старьёвщика «большой ловушкой, в которую стекает вся нечисть цивилизованного общества».
Кроме того, как человек, который мог лично запросто идентифицировать себя с французским рабочим классом, он частенько почитывал ультралевые газеты и активно защищал французских работяг в своих творениях. Старьёвщики бродили по улицам города в поисках мусора для сбора и дальнейшей его перепродажи. Их положение в обществе становится очевидным, особенно если учесть тот факт, что их тяжёлое положение может с лёгкостью заменить домашний скот. Однако они так и продолжали катать свои телеги сами.
Старьёвщики были исследованы и французским живописцем Эдуардом Мане (годы жизни 1832-1883), который в 1860-ых годах сделал целую серию картин, изображающих на себе этих уличных персонажей. А в конце XX столетия современная американская художница Зои Леонард (родилась в 1961 году) определила самого фотографа как простого старьёвщика.
- Фотохудожник – Эжен Атже
- Название – «Старьёвщик, Авеню де Гобелен»
- Год создания – 1901
- Размеры – 22,2 х 18,1 сантиметров
- Материал – Альбуминовая печать
- Место нахождения – Музей Джей. Пола Гетти (Лос-Анджелес, штат Калифорния, США)