Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

Череда убийств физиков-ядерщиков: почему теракты против ученых не остановят ядерную программу Ирана

Это достаточно зловещее фото для тех, кто понимает. Оно позволяет посмотреть под другим углом на очередное обострение на Ближнем Востоке между Израилем и практически всем исламским миром. На снимке, его сделали буквально на днях, один из духовных лидеров Ирана, имам Хаманеи, общается с учеными - физиками. Слева и справа от него - портреты убитых иранских физиков-ядерщиков. С 2007 по 2020 год, в Иране, не «при загадочных обстоятельствах», а в самых настоящих терактах погибли восемь ученых. Самая часто встречающаяся причина гибели физика – магнитная мина, установленная на его машину в тегеранской пробке неизвестными мотоциклистами. Дариуша Резаинеджада, эксперта в области переноса нейтронов, просто расстреляли на улице, опять же, «неизвестные мотоциклисты». Иран официально обвинил в этой череде убийств спецслужбы Израиля. Сложно найти какое-то другое государство, так заинтересованное в истреблении иранской ядерной программы. Но убийства не помогли. Скорее – наоборот, показали Ирану, что
   Слева и справа от бывшего президента Ирана - портреты убитых иранских физиков-ядерщиков
Слева и справа от бывшего президента Ирана - портреты убитых иранских физиков-ядерщиков

Это достаточно зловещее фото для тех, кто понимает. Оно позволяет посмотреть под другим углом на очередное обострение на Ближнем Востоке между Израилем и практически всем исламским миром. На снимке, его сделали буквально на днях, один из духовных лидеров Ирана, имам Хаманеи, общается с учеными - физиками. Слева и справа от него - портреты убитых иранских физиков-ядерщиков.

С 2007 по 2020 год, в Иране, не «при загадочных обстоятельствах», а в самых настоящих терактах погибли восемь ученых. Самая часто встречающаяся причина гибели физика – магнитная мина, установленная на его машину в тегеранской пробке неизвестными мотоциклистами. Дариуша Резаинеджада, эксперта в области переноса нейтронов, просто расстреляли на улице, опять же, «неизвестные мотоциклисты».

Иран официально обвинил в этой череде убийств спецслужбы Израиля. Сложно найти какое-то другое государство, так заинтересованное в истреблении иранской ядерной программы. Но убийства не помогли. Скорее – наоборот, показали Ирану, что нужно доводить эту программу до конца, любой ценой. Во имя безопасности страны.

В 2012 году, я был в Тегеране в гостях у семьи только что убитого ученого Мостафы Рошана. Его подорвали в машине и почти сразу же, духовные власти Ирана признали ученого «шахидом», мучеником за веру.

   Дом убитого ученого Мостафы Рошана Вадим ШЕРСТЕНИКИН
Дом убитого ученого Мостафы Рошана Вадим ШЕРСТЕНИКИН

Вместе со мной, в маленькой квартирке в блочном доме, кое-как разместились два десятка студентов и учеников убитого. Мы общались весь вечер, пили чай, говорили о политике. Родители погибшего молодого ученого, старались не показывать слезы. Вот фрагмент из того моего репортажа в «Комсомолке» «Иранский цейтнот»:

«На коврах сидят десятки молодых людей - все слушают отца шахида. Он без нужды поправляет фотографии сына дрожащими пальцами. Рассказывает, что сын его с детства хотел быть ученым, это была его цель и он ее достиг... И именно за это его и убили. Говорю господину Рахиму (отцу Мостафы Рошана. – Авт.):

- Можно не любить Иран, можно иметь иную веру... Но убийство ученых - преступление, которое осудит любой нормальный человек. Чем Иран может ответить на это?

   Родители погибшего молодого ученого, старались не показывать свои слезы Вадим ШЕРСТЕНИКИН
Родители погибшего молодого ученого, старались не показывать свои слезы Вадим ШЕРСТЕНИКИН

Отец смотрит на меня внимательно, потом просит через переводчика, чтобы я записал сказанное без искажений. Я обещаю. Просит еще раз, и в ответ я, не находя больше слов, крещусь. Мусульманин верит христианской клятве:

- Вчера и сегодня почти три тысячи студентов со всего Ирана поклялись стать учеными-атомщиками, даже если им придется учиться на несколько лет больше. Вот наш ответ Западу. Пусть Запад крепко подумает над нашим ответом».

   На коврах сидят десятки молодых людей - все слушают отца шахида Вадим ШЕРСТЕНИКИН
На коврах сидят десятки молодых людей - все слушают отца шахида Вадим ШЕРСТЕНИКИН

И я тоже как следует обдумал эту мизансцену. Особенно она «заиграла» в эти дни. У нее не так много граней и смыслов. Итак: 21-й век, и Темные века и Третий Рейх давно уже позади. Израиль истребляет на территории чужой суверенной страны ученых, руководствуясь принципами: «как они посмели?» и «не помешает». Как это? Какие эпитеты можно подобрать? Как назвать происходящее? Почему Израиль, непонятно как получив атомную бомбу, посчитал себя монополистом в этой сфере на Ближнем Востоке? А откуда взялась атомная бомба у жестко-исламского Пакистана и почему Израиль там не убивает ученых? А эти убитые ученые они точно изобретали давно изобретенную и всем известную атомную бомбу? Может, атом убитых был совершенно «мирным»? Видите, сколько интересных вопросов.

Конечно, терроризмом прогресс не остановить. И Персия, страна не менее древняя, чем Иудейское царство, сама разберется со своей ядерной программой и доведет ее до конца. И когда Израиль, находящийся в 1000 километрах от Ирана и не имеющий с ним общих границ, начинает рассуждать об этике или борьбе с фашизмом во всех проявлениях, я вспоминаю этот вечер в квартире убитого ученого. И почему-то чувствую смрад средневековья, тех самых Темных веков. Они, оказывается, могут наступать в любом тысячелетии, для этого нужно лишь забыть о морали.

Автор: Дмитрий СТЕШИН