Найти тему
Заметки о культуре

Молодые таланты

Очередной концерт октября оказался невероятным! Потрясающие молодые музыканты, которые своей игрой волнуют и будоражат душу и всё нутро. Прибавьте к этому всему мой любимый концертный зал им. П.И. Чайковского и получите прекрасный вечер вторника, который порадует каждого в эту ужасную и печальную осеннюю погоду.

Концерт открыл Фёдор Освер. И.С Бах Концерт для гобоя, струнного оркестра и basso continuo. Начну с того, что Фёдор играет просто невероятно, гобой у него так красиво поёт, что хочется слушать и слушать. До сих пор переживаю по поводу его 2-ой премии на конкурсе Чайковского. Если говорить конкретно про это выступление, то волшебство концертов барочной музыки меня начало притягивать всё больше к себе. Начинать вечер с малого состава оркестра, с клавесином было очень хорошим решением. Сразу погрузилось всё в тепло воображаемых свечей. Концерт пролетел очень быстро, хотелось сказать: «Дайте мне ещё немного гобоя, я не успела им насладиться!»

Однако если бы мою просьбу удовлетворили, то я бы точно не смогла послушать Катю Дворецкую. Эта девушка – гений. Вы знали, что в самом начале своего пути у неё не было арфы? Девочка всё делала на занятиях и оставалась на высоте. Невероятно. А какая она красивая была в этом белом платье, действительно муза.

Концерт для арфы с оркестром Р. Глиэра меня покорил. До этого момента мне не доводилось слушать концертов для арфы, поэтому я слушала затаив дыхание. Эти верха арфы, словно кружево, что девушка плетёт из чего-то эфемерного. И в это же время мощные арпеджио, которые окатывают тебя с головы до ног, как чистейшая родниковая вода. А какие невероятные переклички с кларнетом и гобоем! Складывается, что всё произведение – диалог природы с самой собой. Каждая мелодия, каждый инструмент собирают невероятную картину, что словно пейзаж предстаёт перед слушателем.

Отдельно отмечу, что было интересно наблюдать за тем, как оркестр расширился, как быстро совершились все необходимые перестановки. После барочной музыки убрали клавесин, вышла духовая группа и ещё несколько струнников. Это позволило переключиться мне, как слушателю, на другое настроение концерта и уже под другим углом слушать музыку.

Второе отделение было отдано пианистам. С.В. Рахманинов Концерт №4 для фортепиано с оркестром. Во-первых, я обожаю Рахманинова. Во-вторых, я обожаю рояль. И тут сложилось всё. Музыкальность и профессионализм Валентина Малинина, мощь уже всего оркестра и волнение музыки Рахманинова. Я растворилась в концерте, в любимой мелодии, что окутала меня. Знаете, звук рояля чувствовался кожей, что очень для меня ценно, ведь сплести осязаемую мелодию может не каждый музыкант. Валентин уже который раз справляется с этим, а я остаюсь в восторге от того, как вдохновенно он играет. Эти взгляды вверх, плавное снятие руки вверх или наоборот резкое вниз. Как обычно даже всплакнула от счастья и музыки.

Аплодисменты зала, несколько поклонов и внезапный бис, которого я совсем не ожидала. Вновь Рахманинов и его этюд-картина №2 до-мажор. Гаснет свет и рояль поёт так, что по телу проходит табун мурашек. В мелодии столько переливов в верхних нотах, что оно как множество драгоценных камней рассыпаются по полотну и отражают свет.

Валентин Малинин исполняет бис.
Валентин Малинин исполняет бис.

И после такой успокаивающей мелодии музыканты опрокидывают на слушателя Ф.Листа. «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром была очень мощной. Невероятно ощущать вибрации музыки своим телом. Когда сидят 7 контрабасов и ты не то что слышишь, ты чувствуешь всем телом из игру, тогда всё складывается в единую всепоглощающую картину. Фёдор Орлов сыграл технично, да, иногда мне казалось, что баса было слишком много, но это же «пляска смерти», поэтому я могу это простить. Очень красивая была перекличка с флейтой, когда у рояля такое пианиссимо, а флейта даёт лёгкую краску сверху. А вот конец... сперва небольшой треск от струнников (это был приём нехарактерной постановки смычка, если я правильно помню термин), который напоминает кости скелетов, танцующих и ведущих за собой души. В конце кода, которая волной вжимает тебя в спинку кресла и оглушает. Потрясающее ощущение катарсиса.

Этот концерт можно посмотреть в записи, так как велась прямая трансляция. Очень советую вам хотя бы немного послушать. Да, не будет эффекта живой музыки, но частично вы сможете поймать настроение и всё то, что я описала в этой статье.

В ожидании второго отделения.
В ожидании второго отделения.