Найти тему

Автоликбез. История побед и поражений заводов ИжМаш и ИжАвто

Поражения? Ну, уж нет! Многопрофильный холдинг «Калашников», куда входит собственно и сам ИжМаш, и ИжАвто, и многие другие предприятия «оборонки» поражений никогда не терпел и даже наоборот. А вот его «автомобильную часть», и особенно в последнее время, лихорадит изрядно.

В совсем-совсем глубокую историю завода я лезть не буду, а лишь упомяну, что приход в Ижевск французского Renault времён Карлоса Гона — не первый. Еще в конце 60-х – начале 70-х, когда на строительных площадках тогдашнего гиганта Ижмаша вводились в строй автомобильные производственные линии, то монтировались и лицензировались они как раз французской компанией Renault. Строилась эта автомобильная производственная площадка силами специалистов из России (СССР) и Франции, и в 1973-м году был запущен первый и единственный на тот момент в СССР легковой автомобиль-универсал Иж-Комби с индексом (если кто помнит) Иж-2125.

-2

В 1980-е годы автомобильный завод выделился в самостоятельную производственную единицу и получил название «Ижмаш-Авто», а позднее и вовсе очень просто — «ИжАвто».

Ретроспектива

Справедливости ради нужно, сказать, что самым первым автомобилем ижевского завода был вообще-то «Москвич-408», который стартовал на конвейере еще в декабре 1966 года, но широкой публике этого известно не было.

Автозавод спроектировала и построила, повторюсь, французская компания «Renault», но в содружестве с целой командой смежников — Spirtz, Bliss, Erfurt, Kliring (из Германии), плюс известный концерн Komatsu из Японии, но в рамках другого крупного контракта и по поставкам другой техники и оборудования (о чем, как утверждают злые языки, японцы даже не догадывались).

Без Европы не обошлось, кто верит в другое — не верьте это байка

Оборудования для почти 30 (тридцати) производственных ниток поставила фирма «Эрфурт», а их монтажом занимались специалисты из Франции — и они стали фактически первыми иностранными гражданами, которым был разрешен въезд в «закрытую» тогда Удмуртию.

-3

С 1967-го года «пошел в народ» новый автомобиль — «Москвич-412», производство которого продолжалось вплоть до 1999 года, а параллельно (или следом) вышли еще два авто. Фургон «Москвич-434» (его мало кто помнит, редкая была машина), а с 1972 года, и до сих пор «живее всех живых» — автомобиль-фургон Иж-2715 более известный как «Каблучок» и/или «Пирожок».

-4

Мой личный опыт и удивительные знакомства

Я сам когда-то на таком работал (как раз и развозил пирожки, булочки, торты и пирожные по гастрономам), но рассказать хочу о другом.

В начале 80-х я работал во Втором Донецком таксопарке в автоколонне служебных автомобилей (была такая) и выпало мне как-то быть дежурным водителем в одно из воскресений. Вызвала меня диспетчер и дала задание — встретить в аэропорту одного важного пассажира (забрать у него чемоданы, это она особо подчеркнула) и отвезти его, куда он скажет.

Мое дело маленькое (шофёрское), я взял путевку пошел к своей «Волге», а диспетчерша завет назад и еще раз повторяет:

— Быть внимательным, вежливым и корректным; твой пассажир — друг и бывший однокашник нашего начальника Донецкого областного управления пассажирского транспорта товарища Пасхалова, — и многозначительно замолчала. Это был наш самый главный транспортный начальник.

Но мне дважды повторять не надо (я и так культурный, вежливый), а Донецкую область я упоминаю в связи с тем, что этот наш гость и мой пассажир оказался невысоким чернобровым греком лет под 50, и ехать нам предстояло в село Стыла Старобешевского района (своеобразная греческая «столица Донбасса»). Ехали мы долго, часа полтора.

В процессе поездки я, поддерживая вежливый разговор, вдруг выясняю, что мой пассажир, ни много ни мало, а генеральный директор того самого ИжАвто (его фамилию и имя-отчество я, к сожалению, запамятовал). И тогда я говорю ему комплимент: что, мол, я водитель со стажем (уже аж целых три года), что ездил я на разных машинах, в том числе и на Иж-2715, и на других ижевских «Москвичах», и что ижевские машины значительно качественнее машин того же, например, АЗЛК.

— А что тут удивительного, — отвечает мне мой пассажир. — Московский завод относится к министерству транспорта, а мы к оборонной промышленности. У нас и уровень контроля качества (ОТК) — соответствующий, не в пример московскому заводу.

Этот разговор я надолго запомнил и помню до сих пор.

Развал СССР и период «падения»

Если в 1970 – 1980-х годах тут даже разрабатывались новые перспективные авто — вездеходы Иж-5 и Иж-14, а также с двухобъемные кузова Иж-13 и Иж-19, которые позднее превратились в известный серийный хетчбэк Иж-2126 «Орбита», — то к началу 1990-х остановилось почти все. Пик упадка пришёлся на 1997-й год, тогда «Иж-Авто» собрал всего 8000 машин, при расчётных объемах до 250 тысяч автомобилей в год. В 1998 году пытались развернуть массовое производство все той же «Орбиты», но, увы!

Прорывной автомобиль, ИЖ-Орбита, который выпустили поздно

Удивительной была аэродинамика этого Иж-2126. В автомобильной истории найдется не очень много хетчбэков с чистым задним стеклом в дождливую погоду. Так вот в «Орбите» даже конструктивно НЕ был предусмотрен задний стеклоочиститель (владельцы автомобилей ВАЗ-2108, -09, Golf и им подобных понимают, о чем я говорю).

-5

К 2005-му году автомобильное производство как-то ещё «барахталось» на плаву, но из известных широкой шоферской общественности моделей можно назвать лишь несколько. Во-первых, это был Иж-27175 — фургон на платформе ВАЗ-2104 с использованием агрегатов и узлов того же Иж-2126. Потом было начато, а вскоре и вскоре прекращено, производство автомобиля ВАЗ-2106 Жигули (выпускался «аж целых четыре года»). Следом имела место сборка KIA Spectra, с 2006-го начался выпуск KIA Rio, причем уже второго поколения, и в 2007- м — KIA Sorento. Всё это «хозяйство» выпускалось, правда, наряду и параллельно с древней, как по нынешним меркам, ВАЗ-21043 и фургончиком Иж-27175, тем самым гибридом «Пирожка» и вазовской «четверки».

Новая и почти новейшая история

Летом 2012 года в Ижевске началось производство модели LADA Granta, а с весны 2014 года ещё и модификации Granta лифтбэк.

-6

В сентябре 2012 года с конвейера «ИжАвто» вышел последний экземпляр ВАЗ-2104, который, цитата: «…тем самым завершил историю «классики» в России», — конец цитаты. И уже в феврале 2015 года на заводе стартовала пилотная сборка LADA Vesta, а с сентября — серийное ее производство. К 2018 году семейство Vesta расширилось до спецификаций Vesta SW и Vesta SW Cross.

16 декабря 2017 года завод с гордостью сообщил, что с его конвейера сошёл 5 000 000 (пятимиллионный) автомобиль, а 1 марта 2019 — был выпущен 300-тысячный автомобиль LADA Vesta.

Совсем-совсем новейшая история

9 сентября 2021 года с конвейера сошла 600-тысячная LADA Vesta, а 22 февраля 2022 года стартовало производство автомобилей LADA Vesta нового поколения. Причем стартовало с помпой, торжественно, где в мероприятии открытия принимали участие официальные лица — например, Александр Бречалов Губернатор Удмуртской республики, Президент АВТОВАЗа Николя Мор и многие другие.

Потом принимались различные «знаковые решения» типа постановки в производство на ижевской площадке АВТОВАЗа (теперь это так стало называться) электрической версии Largus (LADA e-Largus), промышленная сборка которого должна была бы начаться в конце 2023 года.

-7

При этом Весту теперь переносят в Тольятти, и 3-го марта 2023 года АВТОВАЗ действительно объявил о старте выпуска LADA Vesta нового поколения, однако…

…однако, что именно сейчас происходит в самом Ижевске и что планируется, мало что известно. Во всяком случае, на официальном сайте «Ижевского автомобильного завода LADA-Ижевск» последняя новость датирована декабрём 2022 года….

И на последок
Все сведения, приведенные выше, взяты мною из открытых источников. Если кто-то из жителей Ижевска или работников завода (концерна «Калашников») найдет исторические несоответствия, — пишите в комментариях, вы очевидцы событий. Статью дополним.

-8

Сергей Жебаленко,
автомобильный инженер, журналист, специально для сервиса
autockidka.ru

Если вам нужна партия автомобилей с НДС, автомобили в лизинг или же автомобиль по самой выгодной цене звоните нам по телефону: +7 (499) 877 49 08, ежедневно с 8:00 до 19:00 (мск), скажите что вы нашли нас в Дзен и получите персональную скидку нашего подписчика!

Подробнее с нашими ценами и автомобилями можно познакомиться на сайте АвтоСкидка.

Также к вашим услугам —
парк эвакуаторов. Мы возим автомобили по всей стране на эвакуаторах и автовозах. Каждый эвакуатор перевозит четыре автомобиля!

-9