Найти в Дзене
Издательство Генезис

Развиваем эмоциональный интеллект ребенка. Обзор настольных игр "Мишка в домике" и "Мишка на воздушном шаре"

Эмоции — это адаптационный механизм, позволяющий людям выживать и развиваться. Если отрицательные эмоции в большей степени связаны с выживанием, то положительные — с возможностями развития, расширения опыта, накопления ресурсов для роста. Обсудить с ребенком его эмоции лучше в более понятной для него форме - игровой. В этой статье мы расскажем вам о двух играх, которые помогут в этом деле: "Мишка в домике. Игра, помогающая справляться с чувствами" Возраст игроков: от 3 до 7 лет.
Количество игроков: от 1 до 4. Чувства возникают независимо от нашего желания и обычно сигнализируют об актуальных потребностях. Наша задача — научиться осознавать свои чувства и замечать эти потребности. Однако чувства и действия важно разделять, и если эмоциями мы не управляем, то научиться управлять своим поведением должны. Поэтому помимо размышлений о причинах своего эмоционального состояния (например, ПОЧЕМУ я сейчас напуган?) важны осознание своего поведения (КАК я пугаюсь?) и понимание возможностей помощ
Оглавление

Эмоции — это адаптационный механизм, позволяющий людям выживать и развиваться. Если отрицательные эмоции в большей степени связаны с выживанием, то положительные — с возможностями развития, расширения опыта, накопления ресурсов для роста.

Обсудить с ребенком его эмоции лучше в более понятной для него форме - игровой. В этой статье мы расскажем вам о двух играх, которые помогут в этом деле:

  • Мишка в домике. Игра, помогающая справляться с чувствами (видео об игре)
  • Мишка на воздушном шаре. Игра, помогающая радоваться жизни (видео об игре)

"Мишка в домике. Игра, помогающая справляться с чувствами"

Возраст игроков: от 3 до 7 лет.
Количество игроков: от 1 до 4.

Чувства возникают независимо от нашего желания и обычно сигнализируют об актуальных потребностях. Наша задача — научиться осознавать свои чувства и замечать эти потребности. Однако чувства и действия важно разделять, и если эмоциями мы не управляем, то научиться управлять своим поведением должны.

Поэтому помимо размышлений о причинах своего эмоционального состояния (например, ПОЧЕМУ я сейчас напуган?) важны осознание своего поведения (КАК я пугаюсь?) и понимание возможностей помощи себе (ЧТО я могу сделать, чтобы успокоиться?).

Часто ребенку сложно внятно ответить на эти вопросы, и гораздо проще, интереснее и безопаснее обсудить все это в игровой ситуации, не касаясь сложных тем напрямую. Например, разговаривая о нарисованном Мишке.

С помощью игры можно научить ребенка распознавать и называть свои чувства, понимать, когда и почему они возникают, говорить о том, что хочется сделать в сложных ситуациях, и как можно с чувствами справиться.

Игровое поле представляет собой домик, окруженный садом. Согласно игровой легенде задача игроков — помочь маленькому Мишке прогнать злого волшебника. Для этого нужно закрыть окошки на каждом этаже подходящими карточками:

  • на первом этаже закрыть окошко карточкой, изображающей одну из базовых эмоций, которую испытывает Мишка (страх, злость и др.);
  • на втором этаже — карточкой с ситуациями, попадая в которые Мишка испытывает эту эмоцию;
  • на третьем этаже — карточкой, на которой нарисовано, как Мишка обычно ведет себя в подобных ситуациях;
  • на четвертом и пятом этажах — карточками, изображающими то, как Мишка может помочь себе.

"Мишка на воздушном шаре. Игра, помогающая радоваться жизни"

-2

Возраст игроков: от 5 до 9 лет.
Количество игроков: от 1 до 4.

В игре можно поговорить с ребенком о нюансах положительных эмоций, о том, как они возникают, чем похожи и чем различаются, как влияют на наше самочувствие и состояние.

Игровой сюжет: 
Мишка очень хочет полетать на воздушном шаре и посмотреть на мир с высоты. Он привязал к корзинке шарики, но для того, чтобы корзинка поднялась в воздух, шарики нужно надуть. Шарики надуваются радостью и другими приятными чувствами. Задача игроков — помочь Мишке взлететь, закрыв шарики подходящими карточками.

Игровое поле представляет собой пять отдельных картонных частей: четыре — с изображением шариков, и одно — с изображением Мишки, сидящего в корзинке. Каждый игрок заполняет карточками свой участок поля. На каждом участке поля изображено шесть шариков, карточки нужно положить на шарики следующим образом:

  • на один шарик нужно положить карточку с ситуацией,
  • на другой — с чувством, которое эта ситуация вызывает,
  • еще на два — с реакциями, которые возникают в этой ситуации,
  • на следующий шарик — с реакциями, которые еще могут появиться в этой ситуации (эту карточку игроку предлагают другие участники),
  • на последний — карточку с другой ситуацией, в которой это же чувство может себя проявить.
Обе игры предназначены для специалистов (прежде всего психологов и педагогов) и родителей. Их можно использовать в индивидуальной и групповой психологической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также в работе с семьей. Карточки из игр могут быть использованы в качестве метафорических карт.