Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Високосный год" (СССР, 1962), "Красная площадь" (СССР, 1970) и "Угол падения" (СССР, 1970): мнения кинокритиков и зрителей

Високосный год. СССР, 1962. Режиссер Анатолий Эфрос. Сценарист Вера Панова (по собственной повести «Времена года»). Актеры: Иннокентий Смоктуновский, Елена Фадеева, Василий Макаров, Евгения Солдатова, Виктория Ермольева, Михаил Логвинов, Валентин Никулин, Марианна Вертинская, Лев Дуров и др. 18,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-2

Знаменитый театральный режиссер Анатолий Эфрос (1925–1987) в кино работал мало, в основном ставил фильмы–спектакли для телевидения. Но два его фильма («Шумный день» и «Високосный год») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

-3

В драме «Високосный год» Иннокентию Смоктуновскому (1925-1994) досталась роль весьма неоднозначного персонажа, выламывающегося из стандартных рамок «образов советской молодежи» и он, на мой взгляд, сыграл ее вполне убедительно.

В год выхода «Високосного года» в прокат кинокритик Михаил Блейман (1904–1973) писал, что «капля по капле из романа при переложении в сценарий уходили его достоинства — писательская зоркость, внимание к психологии людей, правда и достоверность их поведения. Будет неправдой, если я скажу, что при переложении в драматическую форму сценария обнажилась мелодраматическая сущность романа. Вышло другое: сценарий Пановой оказался в противоречии с ее замыслом, полемизирует с ее же романом. Некоторые эпизоды фильма решены интересно, талантливо. Но в том–то и беда, что эти эпизоды кажутся в картине всего лишь этюдами. А ведь режиссура начинается только тогда, когда постановщик видит всю картину или спектакль в целом, когда он знает соразмерность частей, когда он подчиняет отдельные эпизоды общему ритму, темпу и, прежде всего, общему замыслу. Я уверен, что режиссер Эфрос, приступая к постановке картины, был увлечен подлинным жизненным драматизмом, жизненной сложностью, раскрытой в романе В. Пановой. Почему же он рассказал в фильме «Високосный год» и мелодраматическую историю о том, что у хорошей матери был плохой сын, который связался с бандитами и, пострадав от них, раскаялся. Где в фильме сложность жизни, ее драматизм, переплетение новых наших моральных понятий с мучающими нас остатками прошлого? … Режиссеру казалось, что сценарий, его текст, его ситуации сами за себя говорят. Он пренебрег поисками кинематографического эквивалента литературному тексту. И во многих сценах это ощущается. … Не будем винить актеров в том, что они не сыграли конфликт. Режиссер огладил его и сделал благополучный конец, когда конфликт только разрастался. Я повторяю, в фильме играют хорошие актеры, но они не в силах выявить свои возможности. Так, И. Смоктуновский, который почти всюду играет мастерски и достоверно, иногда не может не сбиться на поверхностный и шаблонный мелодраматизм. Хорошей театральной актрисе Е. Фадеевой остается играть только переживания «абстрактной» матери. А ведь в романе у нее была биография и судьба. Режиссер не всегда находит кинематографическую детализацию, атмосферу, которую он умеет так хорошо создать на театре. Характерно, что почти все павильонные сцены картины происходят в каких–то необжитых, недетализированных, театральных декорациях. … Стиль фильма противоречит художественным намерениям писателя Пановой и режиссера Эфроса. На экране оказались измельченными замысел романа, его социальное звучание. Это наиболее существенный просчет фильма. А ведь многоплановый роман Веры Пановой давал возможность более широко и полно раскрыть характеры тех героев, которые противостоят всему темному и уходящему из нашей жизни» (Блейман, 1962).

Мнения сегодняшних зрителей о фильме «Високосный год» можно четко разделить на «за» и «против»:

«За»: «Хороший фильм, но игра Смоктуновского – это чудо. Как исподволь, не в лоб, он открывает нам своего Геню. И удивительно обаятельная Фадеева. Зря они гневаются на сына, ведь он плод их воспитания. Так что, спрашивать в первую очередь надо–то с себя!» (Бетти). «Очень даже неплохой фильмус. Идейно очень правильный. Плохие люди воруют. Хорошие люди честно работают. Может для меня лично не хватило какой–то сложности. Слишком уж плохие люди плохие, а хорошие, уж очень хорошие. Попытался внести сложность Смоктуновский своим героем, но уж очень уж он у него получился эдаким карикатурным "стилягой и тунеядцем"» (В. Иванов).

«Против»: «Фильм на удивление слабый... Актеры все приятные, … а фильм – ничто, пустое место» (Бобон). «Невыразительное какое-то кино, один раз, конечно, посмотреть можно, но не более» (Жиган).

Киновед Александр Федоров

-4

Красная площадь. СССР, 1970. Режиссер Василий Ордынский. Сценаристы: Юлий Дунский, Валерий Фрид. Актеры: Станислав Любшин, Вячеслав Шалевич, Валентина Малявина, Сергей Яковлев, Александр Кутепов, Сергей Никоненко, Николай Парфёнов и др. 18,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Василий Ордынский (1923–1985) поставил 11 полнометражных игровых фильма, четыре из которых («Человек родился», «Сверстницы», «Тучи над Борском» и «Красная площадь») вошли в тысячу самых кассовых советских лент (и это не считая очень популярного в 1970–х сериала «Хождение по мукам»).

В «Красной площади» рассказывается драматическая история комиссара Амелина (Станислав Любшин) и начдива Кутасова (Вячеслав Шалевич) в годы гражданской войны.

В год выхода этой картины на всесоюзный экран советская кинопресса отзывалась о нем, как правило, весьма позитивно.

К примеру, кинокритик и редактор Ирина Кокорева (1921-1998) писала, что «фильм «Красная площадь» документален и лиричен; в нем сочетаются верность истории с повестью о человеческих отношениях, которые подчинялись законам времени. … Этот фильм о времени, дорогом и значительном, продолжает славные революционные традиции советской кинематографии» (Кокорева, 1970: 1).

Примерно в том же ключе – еще до выхода фильма в прокат - отозвался о «Красной площади» и журнал «Советский экран» (Чернов, 1969: 1).

И даже в XXI веке у «Красной площади» остается немало поклонников среди зрителей:

«Фильм замечательный. … Снят мастерски, а актеры удивительно играют, и сюжетная линия потрясающая!» (М. Морозова).

«Мне кажется, этот фильм недооценен! Для своего времени он был по-своему уникален, потому что получились очень живые герои, не ходульные, не заштампованные: пламенный «борец» за революцию и рефлексирующий «осколок» царской армии! Отношение героев к меняющемуся миру дается очень вдумчиво, психологически оправданно – Амелину и Кутасову веришь и сочувствуешь от начала до конца! И самое главное, что нет в этой борьбе правых и виноватых – все являются одновременно и победителями, и страдающей стороной. … Главное достоинство этого фильма, что несмотря на его явную «идейность», авторам удалось снять очень достоверный, очень живой и подлинный фильм о непростых судьбах людских в непростое время» (Амелина).

Киновед Александр Федоров

-5

Угол падения. СССР, 1970. Режиссер Геннадий Казанский. Сценаристы: Всеволод Кочетов, Геннадий Казанский (по одноименному роману Всеволода Кочетова). Актеры: Юрий Каюров, Павел Кашлаков, Георгий Куликов, Ариадна Шенгелая, Татьяна Иванова, Вадим Яковлев, Владимир Самойлов, Анатолий Ромашин и др. 18,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Геннадий Казанский (1910–1983) известен многими своими работами в кинематографе: за свою творческую карьеру он поставил 16 фильмов, часть из которых вошли в тысячу самых популярных советских кинолент («Горячее сердце», «Старик Хоттабыч», «Человек–амфибия», «Музыканты одного полка», «Угол падения», «Грешный ангел»). Главным его хитом был, конечно, «Человек–амфибия» (65,5 млн. зрителей), но и «Старик Хоттабыч» тоже собрал немалую аудиторию.

Драма «Угол падения» рассказывает о том, как в Петрограде 1919 года был раскрыт заговор против красных…

Сегодня эту посредственную по художественному уровню картину мало кто вспоминает, но у нее все равно есть свои сторонники:

«Если кто-то боится смотреть эту картину думая, что она о Ленине, отбросьте все сомнения и смело смотрите этот прекрасный фильм. Мне очень понравилось… Могу без преувеличения сказать, что здесь самая лучшая роль Ариадны Шенгелая, я ее такой никогда не видела» (Новикова).

«Пересмотрела фильм, и еще больше он мне понравился. Раскрывается с каждым разом по-новому, как китайский чай… При этом остается стиль исключительно питерский: сдержанный, строгий, без надрыва даже в острых сценах» (Иренка).

Киновед Александр Федоров