Дочки-матери. СССР, 1975. Режиссер Сергей Герасимов. Сценарист Александр Володин. Актеры: Иннокентий Смоктуновский, Тамара Макарова, Любовь Полехина, Светлана Смехнова, Лариса Удовиченко, Сергей Герасимов, Зураб Кипшидзе и др. 18,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Сергей Герасимов (1906–1985) поставил два десятка полнометражных игровых фильмов, 12 из которых («Семеро смелых», «Маскарад», «Молодая гвардия», «Сельский врач», «Тихий Дон», «Люди и звери», «Журналист», «У озера», «Любить человека», «Дочки–матери», «Юность Петра», «В начале славных дел») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
В год выхода психологической драмы «Дочки–матери» на экран кинопресса оживленно ее обсуждала.
К примеру, киновед Людмила Белова (1921–1986) писала так: «Героическая душа, готовая на подвиг во имя добра и справедливости, Ольга Васильева из фильма «Дочки–матери» в то же время отнюдь не является эталоном положительности. … Истинная же ценность этого характера в его диалектичности, ибо в проявлениях своих Ольга так же привлекает, как и пугает… Мало у нас картин, которые заставляют задумываться. А это именно такая картина» (Белова, 1976: 92).
Литературный и кинокритик Борис Рунин (1912–1994) полагал, что «если подумать, из этой фабулы легко могла получиться слезливая мелодрама – горестная история современной сиротки, ну, и всякое такое… И у нее был бы свой благодарный зритель. Но в том–то и дело, что «Дочки–матери» – фильм прежде всего антисентиментальный, даже в чем–то безжалостный. Перед нами – социальная драма, не лишенная комедийного элемента. Она тем более серьезна, что смех в данном случае делает нас максимально взыскательными к персонажам. Особенно к Оле, чье поведение, чья этика и эстетика вызывают наше живейшее сочувствие и нашу досаду. Однако суть рассказанной нам истории заключается не в том, чтобы Олю похвалить или Оправдать, а в том, чтобы ее понять. Да, всё доброе и честное в Оле – от биографии рабочего человека. Но что же делать, если столь ценимое нами чувство общественного долга еще не подкреплено в ней чувством общественного такта? Что делать, если Оля с самого рождения была лишена того, что не может заменить человеку ни коллектив, ни даже самые умные педагогические рекомендации, – материнской заботы? … Так или иначе, «Дочки–матери» – фильм с открытым нравственным итогом. Тут есть над чем поразмышлять зрителю, есть что додумать каждому, исходя из своего личного опыта» (Рунин, 1975: 3).
А кинокритик Константин Щербаков отмечал, что «фильм сделан на едином дыхании и одновременно с точным, даже жестким расчетом. В нет есть второстепенные персонажи, но нет небрежно сделанных, проходных. У каждого свое лицо… Помимо прочего, фильм подкупает обаянием мастерства, уверенного, выверенного и на главном направлении и в мелочах. Можно сказать, что в сравнении со своими предыдущими лентами Герасимов сегодня приглушеннее, камернее, – я бы этого говорить не стал. Материалом для размышлений о времени, о человеке, о советском характере и путях его формирования может стать и гигантская стройка, и скромная, неприметно живущая семья, – все зависит от того, что видит художник за внешней стороной явлений. Своим последним фильмом Сергей Герасимов это еще раз убедительно доказал» (Щербаков, 1975: 28).
Мнения зрителей XXI века об этом фильме, как обычно, расходятся:
«Прекрасный фильм, причем весьма необычный для такого режиссера, как Герасимов, который снимал эпохальные картины… И вдруг фильм о детдомовке, приехавшей на поиски беспутной матери в надежде – "а вдруг". Вдруг мать жива, вдруг она ей нужна, окажется, вдруг будет семья! И тут есть возможность пожить (ну хоть неделю, хоть невзаправду) в настоящей семье! И не где–то, а в Москве! Бедная Оля – она так честно старалась дружить со всеми, быть полезной и нужной, она так привыкла, что все вокруг свои и надо быть в коллективе. А тут начались недомолвки, обиды, склоки, косые взгляды – еще бы, деревенщина какая–то неотесаная явилась с пряником. Какая тяжелая сцена, когда Оля возвращается к себе в общагу и плачет там одна в комнате, на своей сиротской ПТУ–шной койке. Сильный фильм, мудрый и тяжелый» (Инес).
«Фильм с хорошими актёрами. Здесь и Л. Полёхина, которая играет всегда очень трогательно. Неповторимая Т. Макарова в роли преподавателя хореографии. Создаётся такое впечатление, что она на самом деле им и является. Какая осанка, интеллигентность. … Правдоподобен в своей роли И. Смоктуновский… И история фильма очень трогательная, даже грустная» (Наташа).
«Фильм слабоватый. Мне кажется, режиссер как–то не "дожал", не выжил все из актеров, и кино больше похоже на художественный спектакль» (Манка).
Киновед Александр Федоров
Сельская учительница. СССР, 1947. Режиссер Марк Донской. Сценарист Мария Смирнова. Актеры: Вера Марецкая, Даниил Сагал, Павел Оленев, Владимир Марута, Владимир Белокуров, Дмитрий Павлов и др. 18,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Марк Донской (1901–1981) за свою долгую карьеру поставил 22 фильма, два из которых («Радуга», «Сельская учительница») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Главная героиня фильма «Сельская учительница» сеет на экране разумное, доброе, вечное (в рамках соцреализма, разумеется) несколько десятилетий.
Министр кинематографии СССР Иван Большаков (1902–1980) считал «Сельскую учительницу» «одним из лучших фильмов о советской интеллигенции, созданным в послевоенное время. … В нем показывается бесправное, униженное положение народного учителя в царской России и огромная забота и внимание, которыми окружено учительство в советское время. Учитель – это воспитатель, друг и наставник нашей молодежи. С его именем связаны лучшие воспоминания о счастливых детских и юношеских годах советских людей. Советский учитель воспитывает лучшие человеческие качества у нашей молодежи и прежде всего любовь к Родине, к партии Ленина — Сталина. Он дает «путевку в жизнь» каждому своему ученику. Многие учителя стали знатными людьми нашей страны. Советское правительство высоко ценит благородный труд нашего учительства, отмечая лучших из них высокими правительственными наградами. Чтобы воспитывать подрастающее поколение в духе коммунизма, советский учитель должен сам обладать высокими моральными качествами и большими знаниями. Всеми этими качествами наделена Варвара Васильевна Мартынова — героиня фильма. Всю свою жизнь она посвятила служению народу. В фильме особо ярко подчеркнута эта неразрывная связь нашего учительства с народом. И народ, со своей стороны, окружает учителей заботой и любовью. … Большой успех фильма обусловлен помимо хороших качеств сценария и мастерства режиссера прекрасной игрой В. Марецкой, создавшей глубоко волнующий, романтически окрашенный образ сельской учительницы» (Большаков, 1952).
Киновед Ростислав Юренев (1912–2002) подчеркивал, что «большой заслугой режиссера Марка Донского является то, что он смело расширил рамки человеческой биографии до размеров широкого общественно–исторического полотна. Режиссер развил это качество, несомненно, имевшееся в сценарии Марии Смирновой, но в довольно робкой, зачаточной форме. Он нашел свежие и впечатляющие приемы для показа биографии героини на широком общественно–историческом фоне. … Донскому чужда аскетическая скупость художественных средств. Цветущие сады, прекрасный романс Чайковского, пейзажи, в которых можно увидеть влияние и Левитана и Серова — все это принесено в фильм и украшает его. Есть в режиссуре фильма и неудачи. Стремясь еще больше расширить масштабы фильма, Донской вводит странные комбинированные кадры чего–то вертящегося по потустороннюю «музыку сфер». Во второй половине фильма немало умиленности, сентиментальности, чуждой и строгому сценарию и реалистической игре актрисы. Все эти неудачные кадры нетрудно было бы вырезать при окончательном монтаже. Но редакторский глаз отсутствовал... Необходимо еще раз остановиться на работе оператора С. Урусевского. Он глубоко изучил все возможности съемки Марецкой и нашел основное, самое важное в лице актрисы — глаза. Он часто выделяет глаза, оставляя все лицо в легкой тени. И ясные, полные чувства и мысли глаза актрисы живут на экране, передавая зрителю все сложные перипетии переживаний героини. … Фильм «Сельская учительница» — большая удача советского киноискусства. Эта удача имеет принципиальный характер. Вышел фильм о простом советском человеке, человеке — строителе социализма. И то, что этот фильм вышел к тридцатилетнему юбилею, к празднику, особенно радостно. Подчеркнуто величие простого человека. Продолжена гуманистическая и демократическая традиция советского кино 30–х годов» (Юренев, 1947. Цит. по: Юренев, 1981).
Кинокритик Александр Караганов (1915–2007) считал, что «такую возрастную роль могла сыграть только Марецкая с её высоким искусством перевоплощения, умением раскрывать характер человека на разных ступенях его развития, показать верность принципам и отзывчивость на перемены в обществе, на изменения, происходящие в среде молодежи, обнажить внутреннюю историю души. Нелегко было показать учительницу в разные моменты ее взросления, а потом и старения. Но еще труднее обнажить внутреннюю биографию незаурядной личности. Можно было бы сказать, что она всё это сыграла с блеском. Но привычные слова «сыграла» и «блеск» тут никак не подходят. Просто Марецкая на наших глазах прожила и внешнюю и внутреннюю биографию своей героини. Не показала разные состояния, а прожила их» (Караганов, 2010: 156).
Многие нынешние зрители очень любят эту ленту, считая ее вехой в истории советского кино: «Обожаю фильм "Сельская учительница", Марецкая гениальна, на протяжении фильма она показала целую жизнь скромной учительницы. … Шедевр» (Мария). «Наиправильнейший наидобрейший фильм. Вера Петровна – бриллиантовая звезда Советского кино! (Собакин). «Тандем двух гениальных людей – режиссера Марка Донского и разножанровой актрисы Веры Марецкой, обладавшей редкостной актерской интуицией, позволили создать этот шедевр на все времена» (Ираида).
Киновед Александр Федоров