Найти тему
Упрямый рок

Негромко и совершенно. Памяти Геннадия Гладкова

Геннадий Гладков за кулисами Концертного зала им. Чайковского, 17 января 2013 г.
Геннадий Гладков за кулисами Концертного зала им. Чайковского, 17 января 2013 г.

На девятилетие мне подарили пластинку «Бременские музыканты». Я слушал ее настолько часто, хоть и аккуратно, что она быстро стала, как говорят меломаны, «с песком». Однажды я принес ее в школу по договоренности с учительницей пения, чтобы приобщить к прекрасному весь класс: все одобрили мой выбор, а на переменах стали распевать дурными голосами Песню королевской охраны («Почетна и завидна наша роль»).

Невероятному таланту Гладкова был подвластен любой жанр – симфония, опера, камерная музыка, эстрада, джаз, мюзикл, киномузыка. К сожалению, он не писал рок, хотя и здесь был бы на высоте – он прекрасно разбирался в его стилях, а экспрессии ему было не занимать. Две стилизации под рок из второй части «Бременских» – Звезды континентов и Колыбельная песня – превосходны, и как ловко он обманул цензуру – пародия, что с нее взять. Музыка ленкомовского «Автограда XXI» весьма близка к року, исполнял ее «Аракс» еще в классическом составе с Шахназаровым – именно Гладков вытащил группу из подполья и привел в театр.

Он не только великолепный мелодист. Находки Гладкова в области гармонии и музыкальной формы стоят отдельного внимания. По своему мышлению это был композитор уровня Стравинского, создавший новаторский музыкальный язык. Он мог придумывать неожиданные, выразительные сопоставления аккордов (например, в Монологе Альдонсы из «Дульсинеи Тобосской»), мог парадоксально использовать второстепенные ступени – вторую и третью – как основные (Тема Калиостро), любил эффектные модуляции из минора в параллельный мажор, как в Прощальной песне («Давайте негромко»).

В каком бы жанре ни творил Гладков, академическом или легком, все было с безупречным, даже изысканным вкусом. У него нигде нет гоп-стопа типа мажоро-минора с «переходничком» (двойной доминантой) – излюбленного лада попсово-эстрадных композиторов, нацеленных только на коммерческий успех. Исключение – главная тема «Джентльменов удачи»: она написана в гоп-стопе, но там этого требовал блатной жанр, и Гладков точно попал в настроение фильма, сделав это со свойственным ему стебом.

А любимая с детства пластинка хранится у меня уже 52 года. Теперь она с автографом маэстро: Гладков подписал ее в 2013 году после концерта, посвященного 45-летию «Бременских музыкантов».

Та самая пластинка.
Та самая пластинка.