Российские учёные разрабатывают материалы для стандарта мобильной связи будущего 6G. Надо отметить, что у нас в стране до сих пор не развёрнут самый передовой из действующих в настоящий момент стандартов 5G. Однако программа по созданию отечественных 5G систем уже действует. Ряд российских компаний, такие как Yadro и Сколтех, активно этим занимаются.
Возникает вопрос, зачем заниматься стандартом связи 6G, если даже с предыдущим стандартом 5G работы в России ещё непочатый край? Ответ состоит в том, что нам необходимо сократить отставание в области систем передовой связи с развитыми странами Европы, Америки и Азии. В этих странах мобильная связь 5G стандарта уже стала обыденным явлением.
Начало коммерческого внедрения 6G cвязи в ряде стран планируется уже к 2030 году. Примерно в это же время у нас в стране должна заработать в полный рост система 5G, причём построенная исключительно на отечественном оборудовании. Чтобы выровняться с иностранцами в вопросах передовой связи, нам нужно начинать заниматься 6G уже сейчас.
Это, собственно, уже и происходит. Ученые Тюменского государственного университета создали новые материалы на основе теллура: теллуриды, которые обладают выдающимися термоэлектрическими характеристиками. Важно, что эти материалы могут быть использованы для создания терагерцовых генераторов: ключевых элементов 6G систем мобильной связи.
Данная система связи должна работать в терагерцовом диапазоне (волны имеют частоты от 0,1 ТГц до 10 ТГц или длину волны от 3 мм до 30 мкм). Поскольку такие волны находятся в электромагнитной спектральной области между микроволнами и оптические волнами (инфракрасным светом), новые материалы создаются на стыке высокочастотной радиоэлектроники и фотонных технологий.
Считается, что терагерцовая 6G связь обеспечит более широкую полосу пропускания и рекордные скорости передачи данных вплоть до нескольких Тбит/c, тогда как связь стандарта 5G может обеспечить скорость передачи «всего» 20 Гбит/с.
Поскольку регулярная смена поколений мобильной связи выглядит делом неизбежным, это открытие, в числе прочих, может поспособствовать тому, чтобы российская наука заняла подобающее ей место в авангарде передовых технологий.