В этой статье речь пойдет о смешанном обучении, особенностях его организации, моделях смешанного обучения, а в конце вы узнаете о том, как научиться применять смешанное обучение на своих уроках.
Что такое смешанное обучение?
Смешанное обучение — это современная образовательная технология, которая сочетает в себе традиционные занятия в классе и обучение с использованием онлайн-ресурсов.
Данный подход позволяет объединить традиционную организацию учебного процесса с элементами электронного и/или дистанционного обучения.
Как все это совместить, чтобы взять лучшее от каждого из подходов? Чтобы занятия проходили эффективно, а использование ИКТ было обоснованным? Последнее особенно важно, ведь при неправильной методике работы использование цифровых сервисов на уроке может ограничиться развлекательной функцией или даже отвлечь от содержания обучения.
Существует огромное количество моделей смешанного обучения, рассмотрим некоторые из них.
Модели смешанного обучения
Перевернутое обучение
Одной из самых популярных моделей смешанного обучения является перевернутое обучение. Почему перевернутое? Эта модель предполагает, что новый материал ученики самостоятельно изучают дома до урока, а на самом занятии совместно с учителем обсуждают и закрепляют его на практике.
Данная модель дает учителям больше времени для обсуждения и вопросов, которые могут возникнуть у учеников, а также позволяет ученикам изучать материал в своем собственном темпе.
Что здесь важно? Крайне важно правильно организовать первоначальное изучение материала дома: подобрать ресурсы, сформулировать задание, организовать проверку (в том числе автопроверку) первичного понимания материала, чтобы на уроке сосредоточиться на проблемных зонах.
Ротация станций, или смена рабочих зон
Данная модель предполагает разделение учеников на группы (команды) и создание рабочих зон (станций) в учебной аудитории. В течение занятия команды учеников перемещаются о станции к станции, где могут выполнять задания в различных форматах: в группе, индивидуально, с учителем. На любой из станций (или нескольких) может быть организована работа с цифровыми образовательными ресурсами и ресурсами сети Интернет.
Подобная организация деятельности на уроке помогает развивать у учеников навыки самостоятельного обучения, учит их адаптироваться к изменениям, а также помогает развивать социальные навыки.
Что здесь важно? При смене рабочих зон важна четкая организация деятельности обучающихся, наличие конкретных и достаточных формулировок заданий (особенно на станциях, где нет учителя). Применять такую модель нужно обдумано: например, она совершенно не подходит для изучения нового материала, зато будет эффективна при повторении и обобщении изученных тем.
Не менее интересными являются модели: ротация лабораторий, индивидуальный маршрут, автономная группа, гибкая модель и другие.
Почему смешанное обучение актуально?
Особенностью смешанного обучения является то, что оно предоставляет ученикам больше свободы и гибкости в процессе обучения. Данная модель помогает лучше адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, так как ученики учатся работать с различными источниками информации и применять полученные знания на практике.
Как научиться применять смешанное обучение на своих уроках?
- Как же использовать все эти прекрасные модели в учебном процессе?
- Где посмотреть примеры заданий по различным предметам?
- Какие цифровые сервисы лучше использовать в смешанном обучении?
Ответы на эти и другие вопросы вы сможете найти в бесплатном онлайн-курсе, разработанном преподавателями нашего университета на платформе Stepik.
Чтобы начать учиться прямо сейчас, просто перейдите по ссылке: https://stepik.org/course/123346/promo
Вы также можете изучить следующие материалы: