Много лет назад мы с Толей ездили в гости к моему деду, который жил в Батуми.
Дед любил гулять в ботаническом саду, расположенному на Зелёном мысе. Там росли камелии, мандарины, инжир и очень много роз. Этот мыс со всех сторон окружало море и проще всего было добраться к нему от морского порта на катере. Дед рассказывал, что зимой, в сезон созревания лимонов, мандаринов и апельсинов, он брал с собой маленький фибровый чемоданчик, отправлялся на мыс и собирал немного плодов для себя. Потом садился на скамейку с видом на море и ел мандарины. Насколько я помню, собирать мандарины там не возбранялось. Мы с Толей тоже ели эти мандарины с видом на море в компании деда.
Однажды мы были в Батуми поздней осенью. Моросил дождь и в порту старая грузинка недалеко от пирса продавала черный инжир. Он был фантастически крупным, сладким и имел запах и вкус лесной земляники, так нам показалось. Никогда ни до, ни после не ели мы такого замечательного инжира. До сих пор не знаем, что это был за сорт.
Когда мы с Толей купили дом в Крыму, сразу решили, что первым нашим деревом будет инжир. Что удивительно, наш сосед по улице при первом знакомстве сразу предложил нам черенки инжира. Такое приятное совпадение. Была весна, он занимался обрезкой своего дерева и дал нам несколько веток. Сказал, что инжир укоренится без проблем, если соблюдать одно правило - поливать как можно чаще и как можно обильнее.
Через год наш инжир уже плодоносил. А через три выглядел так:
Считается, что инжир на зиму нужно обязательно укрывать. Мы добросовестно утепляли его в первую зиму, низко наклоняя стебли и присыпая их землёй. Но наш инжир без обрезки рос настолько стремительно, что уже на вторую зиму мы не смогли его пригнуть. Махнули рукой, решив, что весь он не вымерзнет, что-нибудь да останется. Здесь нужно заметить, что нереально быстрый рост нашего инжира, возможно, объяснялся частыми удобрениями перебродившим навозом. Уж очень мне хотелось, чтобы он быстрее стал деревом. В последующие годы мы никогда больше его ничем не удобряли.
Плоды инжира мы замораживали в зиму и варили варенье.
Позапрошлой зимой он всё-таки вымерз. Не до конца, но многие ветки отсохли и мы их обрезали. А к осени он подхватил какую-то грибковую болезнь и опять пришлось его капитально обкорнать, убрав все большие стволы. Весной он хорошо оброс, но больших урожаев мы от него не ждали.
Летом мы были без своего инжира и покупали его на рынке. Разница между своим и рыночным инжиром очень большая. Дело в том, что зрелый инжир - очень нежный плод и для продажи его собирают хотя бы чуть-чуть, но недозрелым.
Ниже я покажу на фото два плода инжира. Один в той кондиции, как продают на рынке, вкусный, но не совсем зрелый. А второй мягкий-мягкий на ощупь и внутри похож на густое тёмное повидло. Со своего дерева мы срываем плоды только перезревшими, слегка подвяленными, без намёка на млечный сок на срезе черешка.
На срезе эти плоды выглядят так:
Инжир любим не только мы, но также пчёлы и осы. В этом году ос совсем мало, никто из нас за всё лето не был ни разу ужален. А раньше, собирая инжир, случалось быть укушенным.
Плоды, изъеденные осами, выглядят так:
Тильдочка тоже любит инжир. Сидит и терпеливо ждёт, когда её угостят сладкой ягодой. А падалицу перезревшего инжира сама собирает под деревом. Наша корги любит и ест всё - от мяса до огурцов на грядке.
Мы не очень-то надеялись, что у нас будет второй урожай, и давно не смотрели в сторону инжира. И тут видим, что на ветках висит десятка два крупных плодов, и только-только начинают дозревать. Надо сказать, что на рынке в последнее воскресенье инжира уже не было. Значит весь уже собрали. А у нас будет инжировая неделя.
.