До прочтения одного из самых известных романов Юкио Мисимы "Золотой храм" я почему-то была уверена, что эта книга глубоко засядет в мою душу. И что это будет прекрасное, упоительное чтение.
Увы, по итогу у нас с ней вышло все сложнее.
Я долго подходила к роману с разных сторон: читала взахлёб, потом откладывала и давала время устояться внутри, перечитывала заново некоторые моменты. Но так было только до середины книги. Дойдя до экватора, я поняла, что просто не могу дальше тянуть и испытывать то, что испытываю, и молниеносно дочитала роман.
Роман совсем небольшой по объёму, но очень насыщенный по содержанию. Есть ощущение, что читаешь как минимум 500-600 страничное произведение. Последний раз такое же ощущение у меня было при чтении "Сто лет одиночества" Маркеса.
Здесь нет много действий, но есть много мыслей главного героя, которые просто не получается не пропустить через себя. Это похоже на исповедь, мы буквально всю книгу находимся в его голове. Рассказ о жизни, а точнее о взрослении мальчика, юноши, молодого мужчины (от его лица). На конец повествования главному герою 21 год. Мальчик рано теряет отца и по его настоянию оказывается на учёбе в храме, в котором когда-то и сам (отец) служил священником.
Золотой храм или Кинкакудзи - это то место, которое мальчик все детство представлял для себя идеальным, прекрасным, чем-то, что нельзя осязать, а можно только любоваться, любить, боготворить. Истинная красота. Так себе представлял он храм только со слов отца. В тот момент, когда мальчик наконец "встречает" храм и происходит завязка сюжета.
Подчас Кинкакудзи казался мне миниатюрной золотой вещицей, которую можно взять в ладони. Иногда же Храм становился огромным и вырастал до самого неба. Никогда бы я не согласился с утверждением, гласящим, будто прекрасное не может быть ни слишком большим, ни слишком маленьким, а должно быть умеренным. Когда летом я видел крошечный цветок, влажный от утренней росы и окруженный сияющим ореолом, я думал: "Он прекрасен, как Золотой храм". Когда же над горами собирались грозовые тучи - черные и мрачные, но с горящей золотой каймой, - в их мощном величии я тоже видел Храм. И, встретив красивое лицо, я мысленно говорил: "Этот человек прекрасен, как Золотой храм".
Золотой Храм в городе Киото (Япония) действительно существует и существовал еще аж с 1397 года. Поэтому в этом романе Юкио Мисима в художественном исполнении описывает один из важных периодов существования этого храма. Главный герой - монах также воссоздан автором на месте реально существовавшего человека. То, что на основе этой истории придумал и прекрасно написал Юкио Мисима в своем романе, завораживает. Мне не хочется обсуждать здесь главное событие романа и в целом сильно касаться сюжета, но хочется передать свои ощущения от чтения.
После прочтения "Исповеди маски" Мисимы мне и эту книгу постоянно хочется назвать Исповедью. Не стоит переносить жизнь самого Мисимы полностью на героев его художественных произведений, но, конечно, он во многом писал себя, как и почти каждый автор.
Пока читала, снова вспоминала рассказы и повести Осаму Дадзая, при прочтении которого я как раз впервые почувствовала эту настолько глубокую невозможность не проникнуть в его персонажей. Такое личное, откровенное письмо, подразумевающее под собой ощутить на себе самом именно те чувства и мысли, которые он описывает. Как будто с тебя сдирают кожу и облачают в другую, но оказывается, что она тоже твоя.
Абсолютно осеннее чтение, если вы любите осенью погружаться в меланхоличное, и может быть даже мрачное, мерзкое. Конечно, здесь не будет никаких ужасов нереальных, но будут вполне себе реальные ужасы нашей человеческой души.
И чтобы не совсем уж вас пугать этим романом (все же это лишь мое личное восприятие, и оно может абсолютно отличаться не только от других читателей, но и от меня самой, которая могла бы взять эту книгу в какой-то другой день, месяц, год), обязана сказать, что Юкио Мисима пишет очень красиво, чувственно, тонко. Думаю, по приведенному отрывку это можно увидеть.
Возвращаясь к началу статьи. Роман прекрасный, но понимаю, что пока что Мисима не становится для меня тем автором, которого я с удовольствием буду перечитывать. Он определенно большая величина в литературе, я вижу мощь его слова, но вернуться к его текстам скорее всего будет нелегко. По крайней мере к "Золотому храму" и "Исповеди маски". Но с другим его творчеством точно буду продолжать знакомиться!
Пишите, если читали это роман, какие у вас остались впечатления/мысли?
Как относитесь к творчеству Юкио Мисимы?