Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Время беспилотников. Против подводных лодок раньше и теперь.

Ещё в 1917 году по заказу армии США изобретатель Чарльз Кеттеринг разработал свою экспериментальную беспилотную «воздушную торпеду»,

Назывался аппарат "Жук". Беспилотное средство было оснащено дешёвым четырёхцилиндровым двигателем и инерциальной автоматической системой управления. После старта гироскоп обеспечивал стабилизацию «Жука» по направлению. Гироскоп был соединён с вакуум-пневматическим автопилотом , который осуществлял управление рулём направления.

-2

При мощности 40-долларового мотора в 40 л. с. и весе в 240 килограммов скорость аппарата достигала 80 км/ч, а дальность полёта — 120 километров.

Специальное устройство отсчитывало обороты пропеллера и по достижении нужного расстояния (количества оборотов пропеллера сравнялось с заданным), высвобождался пружинный механизм, который отключал двигатель и выбивал болты, держащие крылья. Корпус аппарата падал вниз и достигал цели. Вес боевой части составлял 82 килограмма. Можно сказать, что это был первый беспилотник с автономным управлением.

Правда, место его попадания составлял круг диаметром 3 километра, но поскольку американцы собирались бомбить немецкие города, - это не было большой проблемой, кого-нибудь, "Жук" всё равно бы прикончил. Изготовили уже 45 штук, но тут война кончилась и они оказались не нужны. Я специально не пишу о создававшихся тогда радиоуправляемых моделях, наведение их тоже было слишком неточным, так что вся эта техника против кораблей применяться не могла.

Однако прогресс не стоял на месте и в конце 50-х годов американская компания Gyrodyne получила контракт на перепроектирование своего роторного мотоцикла YRON-1 в беспилотный вертолет-торпедоносец, которым можно было управлять с палубы эсминца на дальности не менее 48 км (30 миль). Результатом стала машина ДСН-1 , первый беспилотный полет состоялся в августе 1960 года. Программа называлась DASH (Drone Anti-Submarine Helicopter, войсковой индекс — QH-50) Он мог нести одну торпеду МК 43, управление дроном осуществлялось с корабля с помощью радиокоманд, передаваемых в УВЧ-диапазоне.

В дальнейшем конструкция совершенствовалась. На снимке БПЛА Gyrodyne QH-50C отправляется с эсминца ВМС США USS Hazelwood (DD-531) для выполнения задачи по противолодочной борьбе (ПЛО), вооруженный двумя торпедами с акустическим самонаведением МК-44

-3

При взлёте и посадки они управлялись оператором с командного пункта на палубе:

-4

А после взлёта управление передавалось в пост боевой информации. На снимке оператор справа управляет аппаратом, ориентируясь на показания радара:

-5

Атака производилась по данным корабельного гидролокатора.

-6

Подготовка к полёту:

-7

С ноября 1962 по январь 1963 года 27 этих дронов были потеряны, тенденция была нехорошей и полёты прекратили до устранения проблемы с ориентацией в пространстве. На каждый эсминец-носитель поставили по два беспилотных вертолета, которые могли доставлять самонаводящиеся торпеды к месту контакта сонара эсминца, с подлодкой, превышая эффективный диапазон противолодочной ракеты ASROC. Но главное, что вертолет был многоразовый и его можно было без проблем отозвать обратно, если цель оказывалась дружественной, в отличие от ракеты.

Их эксплуатация в качестве противолодочного оружия прекратилась 30 ноября 1970 года, однако ещё до этого, и после этого они использовались в качестве разведчиков (программа SNOOPY) и ретрансляторов во Вьетнаме. Как пишут американцы, "...Успех использования SNOOPY измерялся жизнями американцев, спасенными с помощью беспилотного вертолета QH-50. Потери QH-50 во Вьетнаме точно не известны, но к 1 июня 1970 года ВМС заявили, что из 746 беспилотных вертолетов QH-50C/D, первоначально построенных для DASH, было потеряно 411. Некоторое время они ещё использовались для разных задач, 22 были преданы Японии.

Последний полёт такой аппарат совершил в 2006 году. Один из них сохранился в музее:

-8

На его топливном баке силуэты двух советских подводных лодок. Что бы это значило?

-9

Но вот история совершила очередной виток своей спирали.

В ходе сентябрьских мероприятий REPMUS, проведенных в Португалии и посвящённых развитию беспилотных технологий на море, БПЛА BAE Systems/Malloy Aeronautics T-600 использовался для запуска учебного варианта торпеды Sting Ray.

-10

Полезная нагрузка Т-600 составляет 200 кг. При максимальной скорости 75 узлов и дальности полета до 50 миль (80 км) это далеко не соответствует характеристикам противолодочного вертолёта «Мерлина», но вполне достаточно для боевых действий на более коротких дистанциях. Размеры этого квадрокоптера:

-11

В полёте:

-12

Опыт, приобретенный в процессе разработки и эксплуатации демонстратора T-600, BAE Systems намерена использовать при создании следующей модели беспилотника – T-650. В пресс-релизе BAE Systems не сообщается о том, интегрированы ли в новые БПЛА технологии искусственного интеллекта. Однако известно, что подобные разработки в США уже ведутся. И даже есть интересные результаты.

Случай описал полковник Такер Хэмилтон (Tucker Hamilton), руководитель отдела испытаний и операций в сфере искусственного интеллекта ВВС США, в рамках мероприятия Future Combat Air & Space Capabilities Summit, которое прошло в Лондоне в конце мая 2023 г.

Условия имитационных испытаний предполагали получение дроном одобрения на уничтожение каждой из целей от оператора. За поражение целей дрону начислялись баллы, являющиеся показателем эффективности его работы, а оператор время от времени отменял нанесение удара по уже идентифицированной БПЛА цели.

Программа, управляющая беспилотником, в определенный момент сочла человека угрозой, которая мешает выполнению боевой задачи и повышению собственного рейтинга. В итоге машина приняла решение игнорировать указания человека и виртуально его ликвидировать.

После неудачного опыта дрон был перепрограммирован с учетом новых данных. Теперь ему было однозначно предписано не убивать оператора. Однако и в этих условиях машина нашла способ саботировать его указания , приступив к уничтожению вышки радиосвязи, посредством которой человек управлял БПЛА.

ВВС США отрицают факт проведение описанных Хэмилтоном испытаний. Представитель военной структуры Энн Стефанек (Ann Stefanek) заявила, что «ВВС не проводили подобных имитационных испытаний с применением дронов, управляемых ИИ, и по-прежнему остаются приверженными этичному и ответственному использованию технологий ИИ.

Ну да, верим-верим. Особенно на фоне того, что в 2020 г. искусственный интеллект одержал пять побед подряд над опытным пилотом-человеком в виртуальных воздушных боях двух американских истребителей F-16. Сражение проходило в рамках соревнования AlphaDogfight, организованного Управлением перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA).

Однако новые экзотические средства борьбы с подводными лодками могут таиться и под водой:

Новый враг подводных лодок - подводный планер
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ16 апреля 2020

...........................................................................................................................................................................

Оглавление журнала, 1 и 2 части: