Приветствуем, друзья! Как вы знаете, компания Worktruck занимается восстановлением техники Скания после ДТП. Процесс это не простой, потому что Скания – технически сложно устроенные автомобили. Мы постоянно проводим обучение, совершенствуемся в этом направлении.
Сегодня расскажем об одном таком обучении. Изучим демультипликатор: как он устроен, что именно нужно дефектовать. В общем, разберем его.
Начинаем с рычага КПП. Наш обучающий – Артем – специалист с огромным стажем работы со Сканиями – не просто так его принёс.
Дело в том, что очень часто происходит недопонимание между водителем и автослесарем: клиенты, описывая какую-либо проблему с переключением передач, называют черепашки, половинки, четвертинки – а слесарь при этом может думать не совсем о том, что имеет ввиду клиент.
В этом случае важно, чтобы в первую очередь ваш мастер спросил, при переключении какого рычажка возникают проблемы: например, на пятой серии верхний сбоку отвечает за делитель, переключатель ниже – за демультипликатор. То есть в демультипликатор мы лезем, если клиент пожаловался на трудности переключения именно этого рычага.
Наших слесарей Артем обучил: какой узел следует смотреть при жалобах на работу определенного рычага на ручке КПП.
Приступим к разбору непосредственно самого демультипликатора.
Устройство состоит из вала с жёстко связанными сателлитами,
синхронизатора, шестерёнчатой пары, блокировочного диска. Основной вал демультипликатора закрепляется на шарикоподшипниках. Он посредством сателлитов передает крутящий момент на шестерёнчатую пару. Для облегчения включения пониженных передач на редукторном валу установлен синхронизатор.
Мы снимаем синхрон, вилку. Когда сняли, главное – правильно сложить, не перепутать стороны, иначе обратно можно не той стороной поставить обратно. Сняли – переходим на пресс: нам нужно выпрессовать всю конструкцию.
Снимаем шестерню привода ретардера. Так что, если машина без ретардера – этой шестерни не будет.
Далее снимаем «площадку» и смотрим на зубья: их мы всегда осматриваем и здесь, и на синхронизаторном кольце, которое изначально сняли. На этом экземпляре они целые, без повреждений. Да и вообще с ними редко что случается.
Осматриваем также и поверхность – чтобы она была чистенькая, не было задиров. Всё заценили на целостность, смазываем и собираем обратно. Собирать важно чистыми руками, чтобы смазка осталась в порядке.
Два тормозных кольца перед сборкой прижимаем друг к другу: должна быть щель. Если щели нет – значит, это тормозное кольцо работать уже не будет. В Малти даже указано, какими должны быть зазоры.
Важно, что пластина делителя ставится в одном положении, если не поймать нужный момент – можно и корпус сломать, а что ещё хуже – не сможете её поправить. Ориентируемся так: отверстия должны быть направлены в определенную сторону. Также тактильно при сборе находим все необходимые прорези.
Переходим к заключительной стадии нашей операции: нужно надеть кольцо синхронизатора строго в одном положении, согласно Малти. Попасть в поршень и в саттелиты, а по ползункам подобрать позже – но тоже точно, по всему периметру кольца. Накосячишь здесь – включаться всё будет, но очень и очень долго.
Друзья, если при попытке переключения флажка на рычаге КПП, у вас присутствуют признаки: не переключаются передачи, пропали «половинки», не включается нижний ряд, не включается делитель КПП, скорости «вылетают» во время движения или не включается передача – добро пожаловать в Worktruck, обращайтесь!
А подробное видео вы можете посмотреть у нас на канале: