1917. Ноябрь, 22
Советом Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (СНК РСФСР) был принят декрет «О суде» — первый среди декретов, реформировавших и регламентировавших деятельность судебных органов.
Декретом упразднялась старая судебная система России и создавалась новая. Наряду с народными судами создавались революционные трибуналы для борьбы с контрреволюционными выступлениями остатков свергнутых эксплуататорских классов. Судьи ревтрибуналов избирались не путем прямых выборов, как было установлено для местных судов, а губернскими и городскими Советами.
[Декреты Советской власти. М.: Госполитиздат, 1957. Т.1. С.124–126; Принят декрет «О суде». День в истории // Президентская библиотека]
1923. Ноябрь, 23
Комиссией НКВД РСФСР приговорен к 3 годам ссылки в Нарымский край Митрополи́т Агафанге́л — Александр Лаврентьевич Преображенский (1854–1928), епископ Ярославский и Ростовский, член Высшего Церковного Совета при св. Патриархе Тихоне, исполняющий обязанности патриарха в связи с арестом патриарха Тихона.
Александр Преображенский родом из семьи протоирея. Получил образование в Тульской семинарии и Московской духовной академии. В марте 1885 рукоположен во иеромонаха, с 1886 — игумен.
С 4 декабря 1886 — инспектор Томской Духовной семинарии. С 1888 — ректор Иркутской Духовной семинарии в сане архимандрита. 10 сентября 1889 хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. 1893 — епископ Тобольский и Сибирский. 1897 — епископ Рижский. С 1904 — архиепископ. С 1910 — архиепископ Виленский и Литовский. С 1913 — архиепископ Ярославский и Ростовский. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918. 28 ноября (11 декабря) 1917 — возведен в сан митрополита. 6 марта 1918 года — член Высшего Церковного Совета при св. Патриархе Тихоне, избранный Святейшим Советом. С 16 мая 1922, в связи с арестом Патриарха Тихона, исполняет патриаршие права и обязанности.
28 июня 1922 был заключен под домашний арест в Спасском монастыре города Ярославля. Потом переведен в комнату при караульном помещении Ярославского ГО ГПУ, а осенью заключен во Внутреннюю тюрьму ГПУ в Москве. 25 ноября 1922 состоялось заседание комиссии НКВД по административным высылкам. Было предложено выслать митрополита Агафангела в Нарымский край сроком на три года. 28 ноября 1922 митрополиту объявили приговор и в тот же день перевели в Таганскую тюрьму для следования по этапу на место ссылки. Владыка обратился в ГПУ с просьбой, чтобы ему ввиду его болезненного состояния и преклонного возраста были выданы теплые вещи и разрешено следовать на место ссылки одиночным порядком с конвоиром, которого он готов содержать на свои средства. «Неудовлетворение оного, — писал он, — опасно для моей жизни, и я вынужден решительно просить об удовлетворении изложенной просьбы». Но именно смерти митрополита хотели те, кто отправлял его в Нарымскую ссылку.
Начальник 6-го отделения секретного управления ОГПУ Тучков распорядился в следовании одиночным порядком отказать, отправить митрополита общим этапом, теплые вещи выдать. Владыку должны были отправить с этапом в конце декабря, но состояние его здоровья настолько ухудшилось, что он был оставлен еще на неделю в тюрьме. Несмотря на немощи и преклонный возраст, когда условия тюремного заключения переносятся особенно тяжело, митрополит никогда не падал духом. Не помогли ни заступничество врачей, ни просьбы православных — митрополит Агафангел был отправлен общим этапом с уголовниками, проехал через все пересыльные тюрьмы до Томска и от Томска еще несколько сот километров по грунтовой дороге. Владыка болел, испытывал много лишений, много скорбел, но смирялся и кротко терпел все невзгоды.
По распоряжению ГПУ его поселили в поселке Колпашево, служить ему было запрещено. Здесь большим для него утешением стала встреча со ссыльными иноками и священниками из Ярославля. Помогала ему в ссылке приехавшая к нему в ссылку, чтобы обеспечить быт, дальняя родственница Аля, которую, чтобы не объяснять, называл племянницей.
В ссылке он получил известие о кончине Патриарха Тихона. 7 января 1925 по завещательному распоряжению св. Патриарха Тихона митрополит Агафангел был назначен вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола, но этого не случилось. В конце 1925 у митрополита Агафангела закончился назначенный срок ссылки, но органы НКВД тянули с документами на возвращение в Ярославль, хотя оттуда прислали все необходимые справки. Только 18 апреля 1926 митрополит Агафангел выехал из Колпашева. Владыке сообщили, что документы он сможет получить в Перми, куда должен ехать сам и явиться в местный отдел 24 апреля. Агафангел попросил предоставить в сопровождение сотрудника НКВД, которому оплатит дорогу и суточные. С самим же человеком договорился о выплате премии — за работу. В Перми он за неимением свободных квартир был помещен в местное КПЗ, из камеры в город не выходил. В 1926 был возвращен в Ярославль. 16 октября 1928 скончался в Ярославле. Реабилитирован в июне 1992.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.
Источники и литература:
- За Христа пострадавшие: Гонения на русскую Православную церковь, 1917–1956: Биографический справочник. Кн. 1. — М. Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 1997. — 704 с.;
- ВСЕ МЫ ХРИСТОВЫ. 1918–1953. Краткие биографические сведения о священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших во время репрессий. Ч.1. А–Л. — Ярославская митрополия. Рыбинск, 2012;
- Митрополит Агафангел (Преображенский) как реформатор духовного образования на рубеже XIX-XX вв. Е. В. Кряжева-Карцева, Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России РУДН, Ученый секретарь Диссертационного совета // сайт Русской Православной Церкви Московской областной митрополии, Коломенская епархия. Серебряно-Прудский церковный округ.
1926. Ноябрь, 22
Принят новый Уголовный кодекс РСФСР, разработанный на основе «Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик», принятых в октябре 1924 г.
Контрреволюционные преступления квалифицировались по ст. 58 (пункты 1–14), включенной в главу 1 «Преступления государственные» Особенной части УК (глава 1 была введена в действие с принятием 25 февраля 1927 3-й сессией ЦИК СССР «Положения о преступлениях государственных»).
[Уголовный Кодекс Р.С.Ф.С.Р. редакции 1926 года // КонсультантПлюс]
1937. Ноябрь, 22
Директива ГУГБ НКВД СССР об усилении работы по выявлению германских шпионско-диверсионных групп в энергетическом хозяйстве.
[«30 октября» (2007. № 74. С. 1, 3–7).]
Полную информацию о людях, названных в этой публикации, вы сможете посмотреть в их личных карточках Томского мартиролога.
Музей располагает электронной базой данных более чем на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и «троек», раскулачиваний и массовых депортаций народов.