Найти тему

Ту-16 (ч.2) модификации и эксплуатация.

  • БОМБАРДИРОВЩИКИ ПРОТОТИПЫ: построено три прототипа, два лётных ("88-1" и "88-2") и один для статических испытаний на прочность. Масса пустого первого прототипа составляла 41 т. На первом прототипе не устанавливалось стрелковое вооружение и целевое оборудование. По завершению заводских испытаний самолёт "88-1" в ноябре 1952 года был передан на Государственные испытания в ГК НИИ ВВС, продолжавшиеся до марта 1953 года. Госиспытания первый прототип не прошёл. Заводские испытания облегчённого на 4,5 тонны второго прототипа завершились в сентябре 1953 года, а в апреле 1954 года были завершены Государственные испытания. Постановлением Совета министров СССР от 28 мая 1954 года бомбардировщик Ту-16 был принят на вооружение.

СЕРИЙНЫЙ ТУ- 16 ("САМОЛЁТ 88"): Самолёты Ту-16 серийно строились на трёх авиационных заводах - №22, №1 и №64. Головным по выпуску бомбардировщиков Ту-16 стал завод №22 в Казани.

Один из первых серийных бомбардировщиков Ту-16.("самолёт 88").
Один из первых серийных бомбардировщиков Ту-16.("самолёт 88").

Приказ о запуске Ту-16 в серию на Казанском авиазаводе министр авиационной промышленности отдал в июле 1952 года, ещё до завершения госиспытаний первого прототипа. В соответствии с планом на 1953 год предусматривалась постройка шести серийных Ту-16, но завод сдал только две машины. Первый серийный Ту-16 (№3200101) выполнил первый полёт 29 октября 1953 года. В конце 1953 года начался выпуск Ту-16 на заводе №1 в Куйбышеве (ныне Самара), первые самолёты собирались из машинокомплектов, произведённых на 22-м заводе. В 1955 году началось производство Ту-16 на заводе № 64 в Воронеже. В процессе серийного производства самолёт совершенствовался, изменялся состав бортового оборудования. Так, прицел ОПБ-11 заменили более совершенным ОПБ-15, на части самолётов на фонарях кабин лётчиков монтировались радиолокационные системы "Роговица", обеспечивающие выполнение полётов строем. В ходе эксплуатации на некоторые самолёты устанавливали станции постановки активных помех СПС-100, а так же оптические бомбардировочные прицелы ОПБ-112. Для вооружения Ту-16 в конце 1950-х годов были разработаны планирующие бомбы УБ-2Ф "Чайка" и УБ-5 "Кондор", на вооружение они приняты не были.

Ту-16А: Носитель атомного оружия. От бомбардировщика Ту-16 носитель отличался обогреваемым термостабильным бомбоотсеком и дополнительным оборудованием, предназначенным для управления "специзделиями". Ту-16А сохраняли способность использовать обычные авиабомбы. В прототипы Ту-16А были доработаны два серийных Ту-16 (№3200102 и № 4200103). С 1956 года Ту-16А выпускались с подвижными металлическими шторками на остеклении кабин экипажа, шторки предназначались для защиты членов экипажа от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва.

Головной завод № 22 прекратил серийное производство Ту-16 в бомбардировочных вариантах в 1958 году. Всего тремя заводами построено 746 бомбардировщиков Ту-16 и Ту-16А. Пик серийного производства пришёлся на 1955 год, когда только один 22-й завод сдал 200 самолётов, большинства в исполнении с префиксом "А".

Ту-16Б: На рубеже 1950-1960-х годов проходили испытания два серийных Ту-16, доработанные в Ту-16Б. Вместо двигателей АМ-3 на них были установлены ТРД РД-16-15 тягой по 11000кгс. Первый Ту-16Б впервые поднялся в воздух в 1957 году. Самолёты успешно прошли испытания, но в серию не передавались. Основной причиной стало сокращение авиации на фоне повышения роли ракетного оружия.

Ту-16Т: Торпедоносцы Ту-16Т строились по заказу авиации ВМФ на заводе № 64 в Воронеже. От бомбардировщика торпедоносец отличался возможностью подвески в бомбоотсеке шести торпед 45-54ВТ или четырёх торпед РАТ-52, или 12 морских мин. Всего построено 76 Ту-16Т, это был последний принятый на вооружение Советской морской авиации торпедоносец.

Ту-16ПЛ: В противолодочный вариант Ту-16ПЛ, разработанный специалистами авиации ВМФ, в 1962 году прошло модернизацию несколько торпедоносцев Ту-16Т. На самолётах установили поисковую радиогидроакустическую систему "Баку". В бомбоотсеки стали подвешивать до 40 сбрасываемых радиогидроакустических буев. В 1966 году самолёты доработали для подвески противолодочных торпед АТ-1. Ту-16ПЛ эксплуатировались в авиации Северного и Тихоокеанского флотов до 1967 года.

Ту-16С: Поисково-спасательный вариант. В Ту-16ПС модернизировали 14 торпедоносцев Ту-16Т. Под фюзеляжем подвешивался спасательный катер "Фрегат", который после приводнения мог управляться с самолёта дистанционно. Ту-16С эксплуатировались до 1980-х годов, по прямому предназначению эти самолёты не использовались ни разу.

Ту-16"З": Самолёт-заправщик Ту-16"З" предназначался для дозаправки в воздухе "боевых" Ту-16 методом "с крыла на крыло". В прототипы Ту-16"З" в 1954 году доработали два серийных Ту-16. Система дозаправки в воздухе была спроектирована в ОКБ-918 под руководством главного конструктора С.М. Алексеева. Заправщики могли быть использованы как обычные бомбардировщики. В заправщики Ту-16"З"/ЗА конвертировали несколько десятков бомбардировщиков Ту-16 и Ту-16А. С учётом вновь построенных самолётов ВВС и морская авиация получили 114 заправщиков Ту-16"З".

Заправщик Ту-16З. Шланг для перекачки топлива выпускался из законцовки правой консоли крыла. Ту-16З предназначались для дозаправки в воздухе только самолётов семейства Ту-16. Метод дозаправки "с крыла на крыло" штатно использовался только в Советской авиации.
Заправщик Ту-16З. Шланг для перекачки топлива выпускался из законцовки правой консоли крыла. Ту-16З предназначались для дозаправки в воздухе только самолётов семейства Ту-16. Метод дозаправки "с крыла на крыло" штатно использовался только в Советской авиации.

Системами дозаправки в воздухе "боевые" Ту-16 начали оснащать в 1957 году. Выпуск "заправляемых" самолётов и самолётов без системы дозаправки в воздухе вёлся параллельно, так в 1957 году завод № 22 сдал 46 заправляемых Ту-16А и 57 Ту-16А без системы дозаправки. Аппаратура дозаправки в воздухе была установлена на 571 Ту-16 разных модификаций. Заправляемые в воздухе Ту-16 получали в дополнение к обозначению аббревиатуру ЗА - Ту-16Р (ЗА) и т.д.

Законцовка правого крыла самолёта Ту-16З.
Законцовка правого крыла самолёта Ту-16З.
  • РАЗВЕДЧИКИ Ту-16Р (самолёт 92): Проектирование разведчика на базе бомбардировщика Ту-16 велось в соответствии с постановлением СМ СССР от 1953 года. В прототип разведчика доработали серийный Ту-16 (№ 1880302), на котором установили девять аэрофотоаппаратов и станцию постановки помех СПС-1.

Разведчики Ту-16Р серийно строились с 1957 года. На Ту-16Р устанавливались РЛС РБП-4 или РБП-6, станции радиотехнической разведки СРС-1 и СРС-3. Сигарообразные контейнеры с аппаратурой станции СРС-3 крепились на пилонах под правой и левой консолями крыла, антенны станции СРС-4 монтировались под обтекателем на нижней поверхности фюзеляжа. В бомбоотсеке устанавливались съёмные поддоны с пятью-девятью аэрофотоаппаратами для плановой и перспективной съёмки и/или блоки отстрела ложных целей АСО-16 и АСО-2б. Все Ту-16Р были оснащены двигателями ТРД-3М и системами дозаправки в воздухе. Экипаж увеличен до семи человек, кабина оператора разведывательного оборудования оборудована в грузовом отсеке. Всего построено 135 Ту-16Р. В процессе эксплуатации Ту-16Р неоднократно дорабатывались, на некоторых вместо хвостовой кабины с оборонительной пушечной установкой, смонтировали большие обтекатели системы постановки помех СПС-100 "Резеда". В носовой части на переплёте кабины лётчиков ставилась антенна станции постановки помех "Герань", такими станциями оснащались и бомбардировщики Ту-16. Помимо ведения разведки самолёты Ту-16Р обеспечивали выдачу целеуказания ракетоносцам Ту-16 различных модификаций. Ту-16Р экспортировались в Египет, кроме того, В Египте в 1960-е годы базировались Ту-16Р Советской морской авиации, самолёты несли египетские опознавательные знаки.

Ту-16Р, последний летавший в России Ту-16. Последний полёт самолёт выполнил в 1993 году, в 1995 году его установили перед проходной ГЛИЦ в Ахтубинске. Машина находится в прекрасном состоянии, через остекление кабин видно всё оборудование. Скорее всего, при наличии желания и финансирования этот самолёт не сложно вернуть в пригодное к полётам состояние.
Ту-16Р, последний летавший в России Ту-16. Последний полёт самолёт выполнил в 1993 году, в 1995 году его установили перед проходной ГЛИЦ в Ахтубинске. Машина находится в прекрасном состоянии, через остекление кабин видно всё оборудование. Скорее всего, при наличии желания и финансирования этот самолёт не сложно вернуть в пригодное к полётам состояние.

Ту-16РМ: В 1970-е годы разведчики Ту-16Р модернизировали путём замены целевого оборудования в вариант Ту-16РМ, в ходе доработок с самолётов демонтировали бомбардировочное вооружение, неподвижную пушку. За счёт подвески в бомбоотсеке дополнительного топливного бака ёмкостью 7000 л. удалось увеличить дальность полёта. Экипаж сократили до шести человек, обязанности оператора целевого оборудования были возложены на штурмана.

Ту-16РР: В вариант самолёта радиобиологической разведки в 1960-1970-е годы модернизированы девять Ту-16Р.

  • САМОЛЁТЫ ПОСТАНОВКИ ПОМЕХ Ту-16СПС: Самолёты Ту-16СПС со станциями групповой защиты СПС-1 и СПС-2 строились в 1955-1957 годах авиазаводом №1 в Куйбышеве; всего построено 146 самолётов.

Ту-16П "Букет": В вариант с системой групповой защиты "Букет" в начале 1960-х годов модернизировано около 90 Ту-16СПС.

Ту-16"Ёлка": Постановщик пассивных помех Ту-16 "Ёлка" был разработан в одно время с Ту-16СПС, в его бомбоотсеке размещались устройства отстрела дипольных отражателей. Всего было построено и доработан 71 самолёт из Ту-16Т, кроме того, построены ещё 79 самолётов "Ёлка" с обновлённым составом целевого оборудования, включающим станции постановки активных помех. В процессе эксплуатации самолёты неоднократно модернизировались.

МИШЕНИ: К проектированию радиоуправляемого самолёта-мишени Ту-16М (М-16) ОКБ А.Н. Туполева приступило в 1956 году. Разработка мишени сильно затянулась, и на вооружение ВС СССР он был принят только в 1956 году. Ту-16М не имел вооружения, на месте кормовой пушечной установки монтировались антенны системы радиоуправления. Аппаратура радиоуправления обеспечивала выполнение взлёта и посадки. Несколько Ту-16М построено заново, но большинство переоборудовано из вылетавших ресурс Ту-16 разных модификаций.

  • ГРАЖДАНСКИЕ МОДИФИКАЦИИ

Ту-16Г: Вариант Ту-16 со снятым вооружением, предназначенный для доставки матриц центральных газет в крупные города Советского Союза.

Ту-16АФС: Фоторазведчик для выполнения аэрофотосъёмки в интересах Народного хозяйства СССР.

Ту-104: ЭТО ОТДЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ!!! ПЕРВЫЙ Советский реактивный пассажирский авиалайнер разработан в ОКБ-156 на основе бомбардировщика Ту-16.

Первый Советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104 спроектирован на основе бомбардировщика Ту-16. Ту-104 долгие годы являлся символом Советской гражданской авиации. Его появление на международных воздушных линиях сопоставимо по произведённому  эффекту с первыми космическими полётами.
Первый Советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104 спроектирован на основе бомбардировщика Ту-16. Ту-104 долгие годы являлся символом Советской гражданской авиации. Его появление на международных воздушных линиях сопоставимо по произведённому эффекту с первыми космическими полётами.

ЛЕТАЮЩИЕ ЛАБОРАТОРИИ: Значительное количество Ту-16 было модернизировано в летающие лаборатории для испытаний авиационных двигателей, систем, оборудования, вооружения и конструктивных элементов перспективных самолётов. В середине 1950-х годов в Казани не менее пяти Ту-16 доработали для испытаний двигателей АМ-11, Р-11-300, АЛ-7Ф-1, Р-15-300 и РД-16-17.

На этом Ту-16ЛЛ отрабатывалась носовая часть фюзеляжа высотного самолёта М-17 конструкции ОКБ В.М. Мясищева.
На этом Ту-16ЛЛ отрабатывалась носовая часть фюзеляжа высотного самолёта М-17 конструкции ОКБ В.М. Мясищева.
  • ПРОЕКТЫ

Ту-16В: Модификация бомбардировщика Ту-16 с двумя двигателями ВД-7. Работы по Ту-16В не вышли из стадии проектирования в основном из-за сокращения авиации на фоне повышения роли ракетного оружия.

В 1950-е годы прорабатывался вариант "самолёт 97" с ТРД ВД-5 и крылом со стреловидностью по линии четвертей хорд 45*. В середине 1960-х годов рассматривалась возможность замены двигателей АМ-3/РД-3М на ранее построенных самолётах на ТРДД НК-8.

  • ПРОИЗВОДСТВО В КНР.

В 1956 году заводу № 22 поручили подготовить техническую документацию на бомбардировщик Ту-16 для передачи её Китаю. В КНР планировалось построить авиазавод, способный выпускать до 800 самолётов Ту-16 в год. Первые два Ту-16 отправили в Китай в 1958 году. Это были машины сборки завода № 1. Интересно, что технологическая документация завода № 22 не совпадала с аналогичной документацией завода № 1, из-за чего у Китайцев возникли определённые сложности. Первый собранный на авиазаводе в Харбине самолёт впервые поднялся в воздух 27 сентября 1959 года. В КНР Ту-16 получил обозначение Н-6. В Китае самостоятельно разработано несколько модификаций Ту-16/Н-6, самолёты Н-6 в различных вариантах до сих пор остаются на вооружении ВВС и морской авиации КНР.

Китайская копия Советского Ту-16 (Н-6)
Китайская копия Советского Ту-16 (Н-6)

ЭКСПЛУАТАЦИЯ.

Первыми бомбардировщики Ту-16 в 1954 году получили три полка 13-й тяжёлой бомбардировочной авиадивизии дислоцированной в Миргороде и Полтаве, 185-й, 202-й и 203-й авиаполки. Лидерным стал 203-й ТБАП, в нём же проводились войсковые испытания самолёта. В 1955 году на первомайском параде в Москве прошли шесть Ту-16, ведомых экипажами 203-го ТБАП. Уже через год экипажи дивизии были подготовлены к ведению боевых действий днём и ночью в любых метеоусловиях, но только обычным оружием. Носители ядерных бомб Ту-16А заступили на боевое дежурство в 1957 году. На всех аэродромах Дальней Авиации (ДА) в боевой готовности находилось по несколько самолётов-носителей атомного оружия. Боевое дежурство в частях ДА отменили в 1961 году после Карибского кризиса.

Подготовка Ту-16 морской авиации к полёту.
Подготовка Ту-16 морской авиации к полёту.

Со временем Ту-16 стали считать простым и надёжным самолётом, однако на первых порах машина доставила много хлопот. В ДА Ту-16 пришёл на смену поршневому Ту-4. Техника пилотирования этих самолётов была абсолютно разной: иные скорости, иная аэродинамика. В процессе эксплуатации выявлялись конструкционные недостатки. Так, выяснилось, что передняя неподвижная пушка фактически является декоративным украшением самолёта - при стрельбе возникал помпаж левого двигателя. На первых ракетоносцах Ту-16 по инерции эту пушку сохранили, но впоследствии Ту-16 стали строить без "наступательного" стрелкового вооружения.

-9

Массовое развёртывание Ту-16 совпало по времени с масштабной реформой вооружённых сил, проводимой Н.С. Хрущёвым. Во многом благодаря Ту-16 удалось сохранить Дальнюю Авиацию. Волевым решением командующего ДА маршала авиации В.А. Судца бомбардировщики Ту-16 и Ту-95 начали модернизировать в ракетоносцы. По настоящему дальним самолётом Ту-16 не являлся. Увеличить дальность полёта до более-менее приемлемой удалось только за счёт дозаправки в воздухе. Система дозаправки "с крыла на крыло" в эксплуатации оказалась просто опасной. За шесть лет, с 1958 по 1964 годы, только в двух полках, 184-м и 226-м, при выполнении дозаправки разбилось 15 самолётов. Со временем дозаправку в воздухе освоили, но использовать такой метод увеличения дальности полётов старались как можно реже.

Гораздо большее значение, чем бомбардировщики, имели разведчики и постановщики помех. В 1960-1970-е годы большинство полков ДА, в том числе и летавшие на Ту-95 и 3М, имели в своём составе эскадрилью Ту-16 в варианте постановщика помех. Разведчики состояли на вооружении отдельных дальнеразведывательных авиаполков.

В авиации ВМФ Ту-16Т довольно быстро сошли со сцены, а вот разведчики летали до 1990-х годов. Так, с вооружения разведывательной эскадрильи дислоцированного в Елизове, Камчатка, 317-го отдельного смешанного авиаполка авиации Тихоокеанского флота Ту-16 сняли только в 1993 году. Типовой задачей Камчатских разведчиков являлось слежение за авианосцами ВМС США. Приоритетной являлась радиотехническая разведка авианосца и кораблей охранения с большого, порядка 250-300 км, расстояния. В этом случае обнаружение Ту-16 американцами практически исключалось. Полёты на визуальную разведку имели цель спровоцировать американцев на перевод ПВО АУГ в боевой режим.

Ту-16К совершает облёт CVA-61 "Ranger"
Ту-16К совершает облёт CVA-61 "Ranger"

Разведчики ДА и ВМФ настолько сильно досаждали американцам, что в 1964 году тем пришлось изменить маршруты следования авианосцев из США в Японию и обратно - переходы выполнялись только за пределами радиуса действия Ту-16Р.

В феврале 1968 года экипажи Ту-16 226-й отдельной дальнеразведывательной эскадрильи (позже вошла в состав 317-го ОСАП) впервые на ТОФ выполнили облёт атомного авианосца "Энтерпрайз".

Подавляющее большинство Ту-16 эксплуатировались неокрашенными - цвета натурального металла. Для защиты от коррозии обшивку покрывали лаком. Опознавательные знаки в виде красных звёзд с белой окантовкой наносились на киль, верхние и нижние поверхности крыла. Двузначные бортовые номера крупно писали на бортах фюзеляжа в районе кабины и на киле, в 1960-1970-е годы от крупных бортовых номеров отказались, взамен бортовые номера меньшего размера стали наносить в верхней части киля. Нередко, для введения в заблуждение вероятного противника, бортовые номера менялись от полёта к полёту, особенно часто такую операцию проделывали с Ту-16Р/РМ. На бортах фюзеляжа в районе кабины иногда наносился серийный номер самолёта.

Ту-16 разных модификаций, чаще всего бомбардировщики, в качестве памятников установлены во многих гарнизонах Дальней Авиации. Причём большинство из самолётов-памятников находятся в хорошем состоянии. Этот Ту-16 окрашен по стандартной для носителя ядерного оружия серо-белой схеме. Самолёт установлен в Смоленске, где долгие годы размещался штаб 46-й воздушной армии Верховного Главнокомандования.
Ту-16 разных модификаций, чаще всего бомбардировщики, в качестве памятников установлены во многих гарнизонах Дальней Авиации. Причём большинство из самолётов-памятников находятся в хорошем состоянии. Этот Ту-16 окрашен по стандартной для носителя ядерного оружия серо-белой схеме. Самолёт установлен в Смоленске, где долгие годы размещался штаб 46-й воздушной армии Верховного Главнокомандования.

Носители ядерного оружия окрашивались по "противоатомной" схеме - серый верх и белый низ.

ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ВАШЕ ВНИМАНИЕ!!!!
Подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте!!!
Дальше, интересней!!!