Российский сериал "Библиотекарь" позиционируется как снятый по мотивам одноименного романа Михаила Елизарова, получившего ни много ни мало "Русского Букера".
Сериал вышел на онлайн-платформах летом 2023, сам же роман появился в 2007 году. Мне захотелось разобраться, что из всего этого придумал и сказал Елизаров в 2000-е, а что появилось 15 годами позже.
Всего в сериале 8 эпизодов, примерно около часа каждый. Выглядит все непонятно и захватывающе, особенно силен эффект в первых сериях: атмосферные бои насмерть в странных доспехах, тайные кружки читателей книг, обладающих некоей мистической силой, вполне себе убедительные персонажи.
В центре повествования молодой человек под тридцать - Алексей Вязинцев.
В книге — это вполне заурядный, не нашедший себя в жизни выпускник металлургического факультета политеха, который дополнил багаж неудачного образования еще и специальностью массовик-затейник местного института культуры. Он живет в Украине, вырос в полной благополучной семье, у него даже сестра есть. А еще есть дядя — папин брат — Максим — вот у него дела пошли по наклонной — он был врачом, потом спился, долго не виделся с братом и его семьей, и вот оказывается, что он убит где-то в российской глубинке при неясных обстоятельствах, а после него осталось наследство - двухкомнатная квартира.
В сериале — Алеша - очень талантливый выпускник Щукинского института, но найти хорошей работы не может, посему мечтает уехать в Америку, но для визы нужны деньги. Сериальный Вязинцев — москвич из неполной семьи, а неблагополучным элементом оказывается его отец, который их в свое время бросил, потом вроде как остепенился, даже пытался прийти и объясниться, но прощен не был. Зачем нужно было вводить этот жалобный социальный контекст неясно, но Никита Ефремов играет хорошо, и это сглаживает посыл.
Алексей (и московский, и украинский) едет продавать квартиру в некое Широнино.
Мило, но Широнино - это остановочный пункт в Харьковской области, а улица Гвардейцев Широнинцев, на которой разворачиваются некоторые действия романа, - одна из основных магистралей харьковской Салтовки.
В романе Леша едет из Украины в наш город N три дня. Это вроде бы уже куда-то за Урал должно быть, нет? Он проезжает Колонтайск, название вроде вполне похожее на какое-то провинциально-реальное, но это несуществующий город. Потом следует Урмут, у которого есть даже свое Урмутское водохранилище, а это вообще населенный пункт из ранобэ Ю Танаки "О моём перерождении в меч"))) В общем и целом, Елизаров немного над нами издевается и дает понять, что город этот полностью выдуманный.
При попытке продать квартиру Алексей сталкивается со странным, отчасти криминальным и, безусловно, жестоким миром любителей книг. Не всех подряд, а книг советского почти забытого писателя-графомана Дмитрия Александровича Громова (1910-1981).
В романе Громов обладает краткой и почти ничем не примечательной биографией. Он ушел на фронт военкором, зимой 1943 года отморозил себе руки, так что пришлось одну ампутировать, сделав его вынужденным левшой. После войны уехал на Донбасс, продолжил журналистскую деятельность, а лет в 40 начал писать книги.
В сериале — Громов — герой. Он потерял руку в кровопролитном бою, несмотря на увечье отчаянно рвется на фронт и получает напутствие от спасшего его лейтенанта. "Ты, мол, лучше пиши", - говорит он ему в госпитале: "Слово сильнее пули, напиши, чтобы люди читали и жить им хотелось".
Всего Громов написал 7 книг. Название и содержание шести из них хорошо известны, существование седьмой только предполагается. Зато доподлинно известно, что каждая книга обладает необычайным воздействием на читающего при соблюдении двух условий: непрерывности и тщания. Худшие образцы соцреализма в прозе — это настоящий кошмар искушенного читателя, поэтому наделить их особой сверх-силой весьма иронично, мне понравилась идея.
Вот названия этих книг, мне такого списочка при просмотре сериала точно не хватало:
1. "Пролетарская" (1951) или Книга силы
2. "Счастье, лети" (1954) или Книга власти
3. "Нарва" (1965) или Книга радости
4. "Дорогами труда" (1968) или Книга ярости
5. "Серебряный плес» (1972) или Книга терпения
6. «Тихие травы" (1977) или Книга памяти
Про седьмую книгу лучше поговорить чуть позже.
Мир читателей закрытый и коварный. Силу книг тщательно скрывают от непосвященных, за каждую легко могут убить или принять героическую смерть. Единомышленники собираются вокруг держателя книг (книги) — библиотекаря — в библиотеки или читальни.
Алексей узнает, что его папа-дядя как раз-таки был главой одной из таких ячеек — Широнинской читальни. И теперь его разными способами склоняют возглавить осиротевших читателей. Понятно, что в начале он во всю эту ерунду не верит, так или иначе сопротивляется, но постепенно проникается симпатией к этой небольшой группке и становится сами понимаете кем.
Изначально общность читателей Громова была своего рода вольницей, но постепенно и сюда прокрались пресловутые бюрократические формальности, а также алчность и властолюбие отдельных личностей, волею судеб оказавшихся у истоков громовского юниверсума.
На момент вхождения Алексея в мирок читателей им прочно правит некий Совет, закручивая гайки и строя козни ради личной власти, наживы и могущества.
Валериан Михайлович Лагудов (Игорь Золотовицкий) — один из первооткрывателей книг Громова как источника силы. В книге это интеллигент из Саратова, филолог и журналист, который знакомится со средненьким романом "Нарва", чтобы не опростоволоситься с рецензией для местной газеты и после этого испытывает экзистенциальный восторг, которого, правда, на утро стыдится и не соотносит с эффектом от книги. Позднее он наталкивается на еще один образчик творчества Громова "Тихие травы". На этот раз в его голове всплывают некие несуществующие воспоминания, которые приводят его в восторг и умиление. После этого случая он уходит с работы и от жены и создает первую библиотеку. Изначально туда попадают обнищавшие и запутавшиеся интеллигенты, которые затем усиливаются сломленными войной афганцами. Несмотря на интеллигентность, в попытке удержать власть Лагудов не брезгует кровавыми репрессиями и показательными казнями.
В сериале Лагудов на роль грозного отца-основателя не претендует. Это довольно гнусный бородач, который выкрадывает роман "Нарва" у девочек по вызову, услугами одной их которых он и сам активно пользуется. Вообще в сериале Книга радости как-то уж очень однозначно интерпретируется как источник сугубо телесных удовольствий и помогает либо проституткам, либо владельцам ночных клубов и т. п.
Главным авторитетом и злодеем в сериальном Совете является еще один натуральный читатель (читатель, которому книга открылась сама) - Николай Юрьевич Шульга (Михаил Трухин).
Кусок его книжной биографии Николая Юрьевича, слегка изменив, отдали Максиму Вязинцеву. Шульга оказывается изолированным от мира в избушке-зимовке вместе с проводником и еще 2 охотниками и читает там книгу "Дорогами труда", после чего внезапно впадает в неописуемую ярость и всех своих коллег убивает. В сериале Максим, которого наняли в проводники черные старатели, читает эту же книгу на ночевке и расправляется со всеми, но чтоб нам не было ни в коем случае тревожно за мораль папы Алексея — они сами немногим ранее коварно задумали убить своего наемника.
Любопытно, но Вязинцева за его преступление никак не наказывают, а вот Шульга именно за это попадает в тюрьму. Поначалу в криминальной среде он занимает самую незавидную нишу, а потом случайно находит еще одну книгу Громова - "Счастье, лети". Эта повесть помогает ему завоевать неслыханный авторитет, который он продолжает прокачивать и после выхода на волю.
Тюремное прошлое в сериале Шульге оставили, но пикантно приправили его ролью православного священника. Наверное, чтобы показать его особую циничность и бездуховность.
В сериале есть еще один член Совета — Нина Шепчихина (Елена Морозова). В книжном мире такого персонажа в целом нет. Почему в целом? Среди первых "апостолов" Громова был некий Петр Шепчихин - работник типографии, который прочитал книгу, взяв ее по ошибке вместо детектива и застряв с ней в лифте, но кроме похожей фамилии пересечений с Ниной у них нет. Нина — человек науки, она пытается поставить довольно дерзкий поведенческий эксперимент над своими коллегами, причем вместо опробованной ею до этого книги "Тихие травы" читает неизвестную по эффекту "Дорогами труда". Довольно халатно со стороны ученого, конечно, зато нам воочию показывают эффект воздействия книги. Там все весьма и весьма кроваво.
Еще одним бывшим членом совета в сериале неожиданно становится и сам Максим Вязинцев.
Как именно он там оказался нам сильно не поясняют, но зато становится ясна его идеология — нужно рассказать о книгах всем людям. Мысль в целом спорная, учитывая, что в самом же сериале нам показали не только краткосрочность "книжного эффекта", но и опасность частого чтения для физического и психического здоровья (кстати, в книге такого не прослеживается, отмечается лишь, что возникает некий кратковременный отходняк после). Да и в целом корыстное и бесконтрольное использование как минимум парочки из громовских произведений может легко привести к катастрофе. Из-за своих взглядов на вопрос сохранения тайны книг Вязинцев-старший в итоге и погибает.
Если между читальнями возникают какие-то непримиримые разногласия, они решают свой спор сначала при помощи разбора ситуации на Совете. Если Совет помочь им не может, то они сходятся в кровавом поединке, который называется «сатисфакция». Все бьются насмерть, завершает бой гибель библиотекаря. Убежать с места сражения трусам мешают секунданты с острыми веслами.
Использование столь варварских способов решения распрей требует изобретательности в области укрытия от общественности многочисленных жертв и травм, поэтому огнестрельным оружием пользоваться на сатисфакциях категорически запрещено. В ход идет только холодное оружие, подходящие бытовые или промышленные предметы и всевозможные самоделки. Елизаров их очень живописно описывает — читать про амуницию каждого бойца - одно удовольствие. В сериале тоже вышло показать все это достаточно атмосферно. Убитых либо тщательно прячут в какой-то тайной общей могиле, либо маскируют их смерти под бытовые несчастные случаи, аварии и т. п.
Такая вот сатисфакция происходит и у Широнинской читальни. В качестве библиотекаря на этом побоище, сам того не ведая, оказывается наш Алексей. Каким-то чудом ему удается убить более опытного библиотекаря Марченко и выбить своей читальне победу.
В отличие от книги, в сериале для Алексея это уже не первое убийство. Оказавшись в камере милицейского участка, он, чтобы скоротать время, одним махом, как заправский натуральный читатель, одолевает книгу "Дорогами труда" и самыми кровожадными способами убивает кучу сотрудников милиции.
В романе широнинцы — это именно читальня, то есть у них есть всего одна книга, а не четыре, как в сериале — и это не Книга ярости. Сначала при формировании у них была позитивная "Нарва", а после ее утраты - Книга памяти "Тихие травы".
Книжный Алексей знакомится со своей первой книгой отнюдь не в первый день, а после тщательной подготовки, выслушав и увидев, как она воздействует на других читателей, он даже не с первого раза одолевает ее с нужными условиями, зато прочитав, испытывает небывалый катарсис, вспоминая «якобы свое» счастливое советское детство со всеми традиционными пирогами - "Крылатыми качелями", пионерской зорькой, "Мурзилкой", "Абвгдейкой" и т. д. Елизаров очень трепетно относится к советской тематике, поэтому расписывает все это максимально мажорно-ностальнически.
Помимо читателей в громовском мире существует еще один клан — факельщики. В романе они лишь очень коротко упоминаются. Чаще всего это отбившиеся от рук члены распущенных читален. Совет на их действия закрывает глаза, а то и вовсе нанимает на разные грязные делишки.
В сериале нам показывают целую историю Артема Дорошевича, очень могущественного и злобного книгоненавистика, точащего зуб на широнинскую читальню.
В романе есть Дорошевич, но он не Артем, а Юлиан и не факельщик, а один из первых "апостолов" Громова, который сидя в Лечебно-трудовом профилактории, сами понимаете из-за чего, от скуки читает книгу "Серебряный плес", которая "притупляет боль, действуя как общая анестезия", а после благородно открывает Книгу терпения самым несчастным на его взгляд людям, пока не становится жертвой неизвестного убийцы.
В сериале Артем Дорошевич (Владимир Селезнев) — врач, у которого сын, а не он сам страдал алкогольной зависимостью, а чтоб стало еще пронзительней в добавок и склонностью к суициду. И муками совести потому что, выпимши, однажды сбил насмерть человека. Дорошевич десятки раз выводит сына из запоев и всячески спасает от попыток повеситься, а потом однажды случайно читает ему тот же самый "Серебряный плес", который приносит в душу юноши покой. Потом происходит драма: книгу у Дорошевича изымают, в чем поучаствовал и Максим Вязинцев, неизбежное случается, и Дорошевич озлобляется на книги, а для придания остроты сюжету сериала похищает одну из широнинских читательниц - Таню.
Спасать ее отправляется храбрый и романтичный Алексей, вооружившись эффектом еще одной быстро освоенной им книги — Книги власти. Все у него, естественно, получается, но не сразу, а потом, конечно же, между Алексеем и спасенной им Татьяной вспыхивает любовь. Вся эта героическая и love-стори — сериальный новодел.
Состав Широнинской читальни немного разнится в книге и сериале. Некоторых персонажей сценаристы изменили, некоторых убрали, на мой взгляд, даже и зря.
Вообще в романе широнинцы — более идеальные что ли — настоящие хорошие друзья и единомышленники, спаянные силой книги и готовые на все ради своего библиотекаря, у них нет склок и подковерных интриг, видимо, поэтому в романе Алексей с большим желанием и сознательностью вступает в роль главы читальни.
Маргарита Тихоновна Селиванова — бесспорный лидер и авторитет читальни. В обеих случаях она очень привязывается к Алексею и стремится его всячески защитить, а также оказывается засланным казачком моховских старух, но с несколько разными акцентами. Об этом мы еще поговорим ниже. В книге это скорее приятная бабушка. В сериале Маргарита несколько моложе, слегка коварнее, и у нее даже завязывается роман с Максимом Вязинцевым.
Таня - в книге - женщина лет сорока, в сериале - более юная девушка, ибо тут она у нас прежде всего героиня лирическая и жертвенная. Учительница - в сериале русского и литературы, в книге - физкультуры, что более логично, ведь все читатели одновременно и бойцы.
Любовь у Татьяны с Алексеем в сериале очень возвышенно-драматическая, Таня зачем-то даже к его маме едет фотки детские смотреть. В романе эта любовная линия тоже есть, но скорее пунктиром, она более житейская что ли — после одного из боев Леша почувствовал свое "право на женщину" и сделал выбор между Вероникой Возгляковой и Таней (обе девушки до этого предлагали ему так сказать интим для здоровья).
Денис Луцис (Сергей Епишев) - один из старожилов читальни, в книге именно он представляется Алексею наиболее достойным в роли приемника Максима. Он эрудит, закончил истфак, преподает в колледже.
В сериале это немного комичный персонаж, которого никто особо всерьез не принимает, он говорит энциклопедическими цитатами и, видимо, чтобы показать нам лишний раз эффект книг - болеет раком и тайком читает Книгу терпения в качестве болеутоляющего. В сериале он бывший кавалер Татьяны, в книге у него совершенно другая подруга — Светлана Возглякова.
В сериальном мире читателям запрещено иметь семью. В книге и это более логично — читателями в основной массе становятся изначально довольно одинокие и не самые благополучные в жизни люди, хотя некоторые читальни как раз-таки строятся по семейному принципу. Например, первая читальная Дениса Луциса состояла полностью из родственников разного колена. А в широнинской читальне есть целая семья статных и дородных Возгляковых — мать Мария Антоновна и три дочери — Анна, Светлана и Вероника. В сериале нам покажут только двух сестер Анну и Веронику, совершенно изменив их судьбы.
Вполне соответствуют своим романным образам врач Марат Андреевич Дежнев (Сергей Цепов) и читатель с криминальным прошлым Саша Сухарев (Константин Итунин), ему только внезапный роман с Вероникой Возгляковой (Марина Лебедева) в финальной серии зачем-то добавили. Видимо, чтоб погибали они чуть романтичнее.
Род занятий Игоря Кручины (Максим Деричев) в сериале я в итоге не очень поняла, он характеризуется только как отменный повар, а вот в романе он - заслуженный литейщик, без пяти минут герой труда, скорей всего возрастом постарше экранного, и с его работой связано довольно необычное сюжетное ответвление.
Жалко, что широнинский силач и гигант кузнец Николай Тарасович Иевлев, которому к тому же нашли очень подходящее актерское воплощение, в сериале появляется довольно мало. А ведь в книге у него есть шикарная фатальная дуэль с легендарной крановщицей Ольгой Данкевич, своеобразная битва богатырей — я б обязательно ее показала.
В читальню не попал Тимофей Степанович — старичок, ветеран ВОВ, который присоединился к широнинцам, после того как дети разъехались по разным городам, а жена умерла.
Одним из самых сильно переделанных персонажей читателей стал Гриша Вырин (Михаил Тройник). Мне прямо даже обидно за него. В книге он очень положительный персонаж, электронщик из семьи староверов, немного похожий на рок-музыканта. В сериале его наделили женой и дочерью, которых от скрывает от всех, кроме Максима, а также крайне коварным характером. Он, как выяснится по ходу развития истории, предает и Максима, и Алексея, и всех широнинцев в целом, и даже свою собственную семью.
Бессменный водитель рафа читальни Федор Оглоблин (Михаил Орлов), гибель которого стала одним из поворотных моментов романа, в сериале вообще меняет порт приписки и оказывается шахтером- отшельником, который владеет экземпляром редкой Книги силы. К нему Алексей придет позднее "с кратким визитом", заберет эту книгу, а мы послушаем еще одну кровавую историю про первое чтение Книги — теперь про шахтеров в забое, и тут все тоже будет кроваво.
Есть в мире Громова еще одна легендарная фигура, оказавшая влияние на все его дальнейшее развитие. Это Елизавета Мохова — санитарка в доме престарелых. В романе — это довольно противоречивая личность, она ставит сомнительные врачебные эксперименты и упивается властью над старушками, а узнав о могуществе книги «Пролетарская» устраивает кровавую бойню, в которой ее подопечные убивают не только весь медперсонал, но и пациентов мужского отделения. Мохова завладела одной из самых редких книг Громова — Книгой силы, и благодаря этому фолианту, а также собственному складу характера создала очень могущественную империю бабок с широкой агентурной сетью и огромной библиотекой.
В сериале Мохова крайне сердобольна. В отличие от всего остального медперсонала она кормит бабушек домашним бульончиком с ложечки. А в добавок - к ней еще и домогается главврач, наверное, чтоб мы точно ощутили, что всех их - и черствых медсестер, и их руководителя старухи растерзали не зря.
В сериале нам еще и предлагают совершенно неожиданную интерпретацию личности Моховой. Выясняется, что это вообще Маргарита Селиванова собственной персоной, которую старушки оставили одну-одинешеньку в недрах своей обители, а потом подобрал и пожалел сердобольный Максим Вязинцев.
В романе у моховской библиотеки есть еще один столп - Полина Васильевна Горн (Ёла Санько), которая по сути является мозговым центром и идеологом старушек, в сериале же Горн появляется весьма эпизодически.
Рост влияния Моховой и ее старух и в романе и в сериале возмущает другие библиотеки и в конце концов приводит к битве при Невербино в 1995 году. Об этой славной и кровопролитной битве по ходу развития истории будут вспоминать постоянно и сняли ее тоже очень даже колоритно. По итогу Невербино бабки оказываются позорно разгромлены, а Совет начинает притеснять библиотеки и читальни еще безжалостнее.
Не только судьбы персонажей, но и сами события после вступления Алексея на пост библиотекаря в книге и сериале развиваются очень и очень по-разному.
В романе Алексей бесстрашно возвращает моральный долг, помогая колонтаевской читальне в борьбе с весьма колоритной библиотекой павликов, совершенно напрасно, на мой взгляд, выведенной за рамки истории в сериале.
Руководит этой библиотекой театральный художник-оформитель Семен Чахов, который не только активно расширяет ее ряды и захватывает все новые и новые книги, но и тщательно заботится о психологическом и эстетическом воздействии на противника. Павлики являются на битву в образе перебинтованных мумий с кровавыми подтеками, а сам предводитель для усиления эффекта несет в руках искусно сделанные кишки, облепленные пластиковыми мухами.
Взамен этого в сериале нам предлагают нового персонажа, альтернативную линию развития действий и неожиданно еще одну любовную историю для главного героя.
К широнинцам приезжает просить помощь Тата (Мариам Псутури) — девушка легкого поведения с кавказскими корнями из Нижегородской читальни, у которой украли единственную книгу, естественно, Книгу радости. Род занятий Таты - это вроде как династия даже, так как она - подросшая дочка одной из проституток убитых Лагудовым. Девушка каким-то удивительным образом очень близка с кучей библиотекарей и имеет на них огромное влияние, но сама — просто рядовой читатель. Она довольно быстро и легко заставляет Алексея забыть про Татьяну и становится его главным помощником и компаньоном.
Тата, как раньше и Максим Вязинцев, а чуть позже и Алексей, продвигает идею принести силу книг в массы, а читателей избавить от материальных притеснений и штрафных санкций. Для этого необходимо очень сильно надавить на Совет, а сделать это можно только с правом голоса, для чего нужно добыть все шесть известных книг. Этим парочка и занимается, а также вербует себе сообщников.
Одним из них становится библиотекарь Евгений Давидович Цофин (Карэн Бадалов), который для отвода глаз содержит кошерный забой. Правда, в романе он был единственным евреем в своей воронежской читальни и персонажем скорее эпизодическим, в сериале все по-серьезному с антисемитизмом и т.д. Цофин получает в сериале друга чеченца Аслана (Аюб Цингиев), которого тоже притесняют, но уже из-за его кавказской национальности. Его прототипа в романе я так и не нашла, либо его уж слишком сильно переделали из кого-то.
Поворотной точкой обоих "Библиотекарей" становится смачное убийство шампурами в шашлычной.
В сериале это убийство тайно от остальных широнинцев совершают Алексей и Вырин, и происходит это при помощи самой популярной книги сериала — Книги ярости. Естественно, у нас тут есть благородный мотив — местные бандиты похитили дочку Гриши. Но Вырина, как мы помним, наделили подленьким характером, поэтому похищают девчушку из-за криминального долга Григория.
В романе широнинцы действуют сообща, видя в местных криминальных авторитетах Углах угрозу своей читальне и ее конспирации. Остается неясным, мнимой или реальной была угроза, но в ходе боя происходит непредвиденное — погибает один из читателей — Федор Оглоблин. Причем погибает от огнестрельного ранения, а значит от тела необходимо избавится бесследно и навсегда. Поэтому после недолгих раздумий Федора сжигают в плавильной печи литейного завода, на котором работает Кручина.
И в той и в другой ситуации информация о криминале доходит до Совета. В сериале это происходит в самый решительный момент, когда на чрезвычайной сессии Алексей толкает пламенную речь о равенстве-братстве и силе книг для всех и пытается свергнуть Шульгу и компанию. Вырин предает своего подельника и рассказывает и даже показывает всем присутствующим, как все было.
Предатель Григорий на короткий срок получает должность библиотекаря, безлимитное право читать Книгу власти, совершенно забывает о жене и дочке, из-за которой пошел на криминал, и превращается в марионетку Шульги.
Алексея же осуждают сначала читатели и библиотекари, а потом и органы милиции, которые в сериале тесно сотрудничают с Советом. Понятное дело, что широнинцы, несмотря на трения в коллективе, в нужную минуту собираются и вытаскивают своего предводителя из тюрьмы.
В романе разборки широнинцев и Совета происходят не столь бурно и публично, да и особых амбиций у читальни не было, жили себе - читали понемножку, никаких перемен не хотели. Совету в книге не нравится, что криминальный инцидент был скрыт, но читальня поначалу отделывается лишь домашним арестом. Вынужденные отшельники отправляются на приусадебный участок семьи Возгляковых, а заодно его с огоньком прибирают и ремонтируют.
Ужесточить им наказание решают только после того, как узнают об исчезновении Оглоблина и опасаются больше даже не его смерти, а бегства и возможности разглашения.
Сериальные широнинцы тоже оказываются в загородном доме, совершенно неожиданно - на подмосковной даче одного из преподавателей Алексея. Уж не знаю, насколько хороши должны быть отношения со студентом, чтобы спустя столь давний срок, легко впустить его в свой дом пожить да еще со странной компанией. Ну да ладно.
В сериальной версии меня гораздо больше удивляет, что женщина-милиционер Татьяна Михайловна Шорохова (Александра Урсуляк) — по совместительству новый читатель широнинцев, любовница Вырина и важный агент Шульги — приезжает к маме Алексея и, посмотрев старые фотоальбомы, догадывается, где может быть Алексей. Мне кажется, и Шерлок Холмс бы позавидовал такому.
Коварная Татьяна берет маму Леши в заложницы и отправляется ловить его на живца, но почти никого из широницев тут нет: читатели заняты сбором книг и диверсионной деятельностью, поэтому у мамы появляется шанс остановить злодейку, пусть и ценой своей жизни.
И в романе и в сериале главным лейтмотивом фэнтезийного квеста становится поиск Книги смысла. В романе ее активно ищут старухи во главе с Горн, в сериале — Шульга и сами широнинцы.
В том и другом случае у нас есть избранный — это, естественно, Алексей Вязинцев.
В романной версии нет никакого логического объяснения, почему избран именно он. Как нет и стройного объяснения, почему именно у этих книг есть та самая сила. Есть и есть. В сериале нам все хотят обязательно объяснить. Избранность Леши нам представляют в лирико-патриотическом ключе. Оказывается Громов встретился с Вязинцевым-прадедом на фронте, более того, тот его спас и морально поддерживал после ампутации правой руки. И именно он подсказал ему идею о великой миссии слова и писательства и теперь избранным будет, конечно же, его потомок. В Книге смысла из сериала есть даже специальное посвящение Вязинцеву. Хотя если посмотреть или прочитать до конца и вникнуть в то, какую стезю Громов предлагает Алексею, это, пардон, скорее месть, чем дань благодарности.
Сценаристы зачем-то меняют название седьмой книги. В сериале у нее громкое говорящее название "На изломе времен". В романе эта книга в лучших традициях дурацких образчиков соцреализма называется "Дума о сталинском фарфоре" и написана в 1956 году. А следовательно — 20-й съезд, развенчание культа личности и, соответственно, весь тираж книги с внезапно ставшим неактуальным названием идет под нож. Остается чудом только один экземпляр в типографском музее. Почему книга осталась только в машинописном формате и в единственном экземпляре в сериале, нам решили не объяснять.
В романе самому Алексею книгу искать вообще не нужно. Ее ему специально присылает некий загадочный адресат, и происходит это задолго до финала произведения. Опять Леша читает не торопясь, и хотя и одолевает произведение с первой попытки, осознать сразу эффект от прочитанного не может.
Его одолевают призрачные видения, в голове витают странные для еще-вчера-советского человека слова "неусыпаемая псалтирь". Значение этого словосочетания в книге не может разъяснить сразу даже всезнающий Луцис (удивительно, но фронтовой Вязинцев из сериала эти слова в отличие от своего потомка и его товарищей из романа знает и очень четко, без запинки и размышлений расшифровывает их значение Громову).
Видения книжного библиотекаря окрашены в традиционные цвета палехской росписи. В желтых тонах видятся ему картины мирной жизни и труда, в красных — революция, Ленин и крейсер "Аврора", в черном - мрачные образы прошлых и будущих катастроф. Там будет много про советскую родину, незримого врага, сразу чувствуется, что империалистического. Разные враждебные народы захватывают Сахалин и Курилы, Сибирь и Камчатку, отделяются бывшие советские республики. Остановить все эти страсти-мордасти может только особенный человек, владеющий семикнижием. Пока он будет читать вот самые книги по очереди без перерыва, страшный враг бессилен.
Чтеца Алексей тоже видит: он сидит за письменным столом у лампы с зеленым абажуром, никто не заходит и не выходит из комнаты. Чтец не нуждается в пище, не знает сна, усталости и даже смерти. Вот такой вот бессменный хранитель родины.
Одолеть эти пассажи в романе вовсе не так уж и просто. Особенно после динамичного повествования с кровавыми бойнями. Звучит все очень возвышенно, но, прямо скажем, не менее туманно и запутанно. Вроде бы СССР был неидеально реализован, но по замыслу почти идеален, как-то так, если в двух словах, но это неточно))
И в романе, и в сериале нам подбрасывают интригу — последняя страница книги смысла в определенный момент оказывается отделена от основного текста. А значит «работать» она не может.
В книге все выглядит весьма логично, так как за томиком охотится кровожадная Горн, Маргарита Селиванова вырывает последнюю страницу (в романе на ней вообще всего лишь исправленные опечатки), прячет листок за фоторамку и дает Алексею небольшую подсказку, чтобы дать ему лишний козырь. Фото на память о Маргарите Тихоновне Алексей закидывает в сумку, когда он со своей читальней покидает Широнино.
В сериале последняя страница оказывается тыльной стороной последнего письма Максима Вязинцева к Алексею, в котором он объясняет, что хотел бы вернуться в семью да не может теперь этого сделать и просит прощение. Удивительно, что Алексей оказывается настолько сентиментальным, что не просто сохраняет это письмо, а еще и все время носит его с собой, да еще и сохраняет целым и невредимым после ареста, кучи потасовок и т. п Мне кажется, идея с фото все-таки была логичнее.
Опять же — в романе Маргарита Селиванова сама прочитала книгу смысла и точно знала, кто избранный. Максим Вязинцев в сериале читал эту книгу или там ее тоже читала Маргарита, но не помнит этого? Загадка.
Кровавая битва, в ходе которой гибнут один за другим широнинцы — это один из самых колоритных и в то же время трагичных эпизодов обоих «Библиотекарей». В романе основное действие происходит где-то в заброшенной деревне и ее ближайших окрестностях, куда скрываются от Совета широнинцы. Читальню нескончаемыми толпами атакуют наемники, завербованные Горн. В живых остается только Алексей, убивать которого всем строго запрещено.
В сериале бойцов-антагонистов ведет за собой Шульга, а действия разворачиваются в катакомбах интерната для престарелых — бывшей штаб-квартиры моховских старух. Нескончаемых толп тут, к сожалению, нет. Нет их (там их тоже явно не хватает) и в сценах собрания Совета. Редкие ряды массовки прямо-таки напрямую принижают масштабнось громовского мира, а также храбрость и бесстрашие широнинцев из романа.
Сам интернат выглядит как-то даже чересчур мрачно, больше напоминая тюрьму из фильма ужасов. Там даже есть пусть и довольно маленький скелетик в шкафу, настоящий, это не какой-то там намек))
В сериале мы в целом подходим к концу. Широнинцы разбиваются по парам и героически гибнут, давая возможность Алексею и Тате быстро найти в библиотеке и еще быстрее прочитать Книгу смысла. Библиотека, хоть и тщательно и хитро спрятана за обшарпанными матрасами, находится в столь же плачевном состоянии, как все остальное убранство интерната, волшебные книги валяются грудой на бетонном полу в паутине и сырости. Допустим, старушек истребили в битве при Невербино, но что заставило их так небрежно поступить с книгами?. Если это сделали не сами бабушки, то почему бы этим кому-то не забрать книги себе?! Кроме как - все это для того, чтобы искать седьмую книгу можно было подольше, у меня почти нет вариантов.
Но это лирика, а главное - Алексей успевает справиться со своей задачей и сразу же понимает все-все-все. Подоспевший Шульга в шоке расширяет глаза и восклицает, что Алексей "мертв". Что бы это значило, не очень ясно, понятно одно, Вязинцев в одночасье стал очень могущественным. Он заставляет всех уцелевших бросить оружие, простить себя и идти домой. Туда же отправляет и свою подругу Тату, а сам остается один читать "неусыпаемую псалтирь" про "добрую Память, гордое Терпение, сердечную Радость, могучую Силу, священную Власть, благородную Ярость и великий Замысел".
В романе после гибели широнинцев нас ждет еще целый раздел книги "Хранитель Родины", посвященный пребыванию Алексея у старушек, сначала в качестве гостя, а потом - пленника со сносным обеспечением. Бабушки поселяют Лешу в бункер — облагороженную комнатушку, сделанную из бывшего бомбоубежища и без предупреждения полностью изолируют. Уже можно догадаться, что в комнате будет книжный стол и лампа с зеленым абажуром. По специальному кухонному лифту вниз спускают еду и кое-какие бытовые мелочи, а чуть позже — те самые книги. Все семь.
Осознание собственной участи дается Алексею, как и во всех случаях с книгами, не легко и не сразу. Он бунтует, пишет старушкам гневные письма, пытается решить свою участь лестью, роет ложкой подкоп и громит "под книгой ярости" железные двери. Заготовив тайком небольшой запас сухарей, он инсценирует голодовку и пытается пронять пожилых мучительниц мнимым самоубийством. На все выходки юноши старушки отвечают молчаливым, но исполнительным игнором.
Время идет, его проходит кстати довольно много — речь идет не о минутах, как в сериале, а о месяцах, и постепенно библиотекарь принимает свое предназначение. Он записывает для нас свою историю — собственно, это и есть роман, который мы читали все это время. Все страхи и чувства покидают Алексея, и он ощущает, что готов читать — без сна, без еды и воды, без пауз. Тут все так же пафосно, как и в сериале, только бункер посимпатичнее с фото-обоями с видом на Кремль.
Поцеплялась я, конечно, ко всяким несоответствиям и разночтениям, кое-какие оставила и вовсе за рамками, но это не значит, что в итоге сериал прямо-таки плох. Ведь, как ни крути точного рецепта идеальной экранизации не существует. Можно скрупулезно снять все до мельчайших деталей и выйдет несусветная лажа и скука, а можно создать конфетку, использовав лишь малую толику книжного материала. Самое важное уловить дух произведения.
Дух и колорит романа, безусловно, в сериале переданы, кое-что вполне эффектно изменено для зрелищности, кое-что добавлено для идейности, кое-что - для любителей мелодрам. Желание смотреть продолжение от серии к серии не пропадает.
Но лично мне книжный «Библиотекарь» понравился все-таки больше, хотя есть в нем и определенные затянутости и туманности в части размышлений о судьбах родины, но сам ход повествования мне показался более логичным, а финал с победившими и приручившими библиотекаря бабушками — более ироничным.