Найти тему
Твой Информ

Дело девяти

Хемчик-оол Адыг-Тюлюш
Хемчик-оол Адыг-Тюлюш
-2

В этом году исполняется 130 лет со дня рождения видного государственного деятеля, председателя Президиума Малого Хурала Тувинской Народной Республики Хемчик-оола Адыг-Тюлюша. В Ийи-Тале Улуг-Хемского района, где Хемчик-оол Олдукаевич родился в 1893 году, прошли праздничные мероприятия. Провели хуреш, конные скачки, турнир по стрельбе из лука. А ещё Хемчик-оолу Адыг-Тюлюшу установили памятник.

К слову, это не единственный мемориал видному политическому деятелю ТНР – 20 сентября 2019 года в Кызыле на «Аллее памяти» презентовали скульптурную композицию. Тогда среди гостей был Верховный шаман Тувы Кара-оол Допчун-оол. Он – сын родного брата Хемчик-оола Олдукаевича. «Многие родственники репрессированных также лишились головы, их арестовывали. Многие умирали попросту с голоду, так как на работу их никто не брал», – сказал во время церемонии открытия Кара-оол Допчун-оол.

В этом материале расскажем о «Деле девяти» – о девяти репрессированных, среди которых был Хемчик-оол Адыг-Тюлюш. Эти события в Туве привели к государственному перевороту.

Из героя – в предатели…

Хемчик-оол Адыг-Тюлюш родом из бедной аратской семьи. Одним из первых вступил в ряды тувинской аратской рабочей партии, стал активным членом её Центрального комитета. Учился в партийной школе Улан-Батора. Принимал участие в разработке и принятии Конституции ТНР 1930 года. «Хемчик-оол Олдукаевич был убеждённым интернационалистом. Был сторонником укрепления дружбы между русским и тувинским народами», – отмечают эксперты Национального архива РТ.

В 1933 году Адыг-Тюлюша избрали Председателем Президиума Малого Хурала Тувинской Народной Республики. Его заслуги отмечены высшей наградой ТНР – Орденом республики. А уже через пять лет орденоносца признали контрреволюционером, японским шпионом и врагом тувинского народа. В 1938 году – 16 октября – его расстреляли. И только в 1964-м судебной коллегией Верховного Суда СССР полностью реабилитировали.

Массовые репрессии

На территории Тувы в 30–40 и в начале 50-х годов судебные и административные органы применяли репрессивные методы по политическим мотивам в отношении граждан Тувинской Народной Республики, Советского Союза, Монголии, Кореи и ряда других стран. «Это были массовые необоснованные репрессии и грубейшие нарушения законности, имевшие место в Туве в период с 1930–1953 годы. Это самые трагические события в истории нашей малой родины», – отмечает заведующий Музеем политических репрессий в Туве Шолбан Ооржак.

Первый удар система репрессий нанесла по человеку, который направил императору Николаю II прошение о принятии западного Танну-Урянхая под покровительство России. Это Буян-Бадыргы Монгуш. 16 октября 1929 года решением Высшего Совета ТНРП его вместе с другими известными членами партии (бывшими нойнами, ламами, просто членами знатных семей) сместили со всех государственных и партийных постов. В марте 1932-го состоялось заседание Политбюро ЦК ТНРП, где рассматривались дела Буян-Бадыргы Монгуша, Дондука Куулара, Шагдыра Иргита и Бойду. В итоге утвердили постановление коллегии внутренних дел ТНР о расстреле вышеперечисленных государственных деятелей, и 23 марта приговор был приведён в исполнение. «Левые» начали расправляться со своими политическими оппонентами. В доносах содержались наговоры, клевета, причудливое смешение лжи и правды. И любые донесения являлись под грифом «совершенно секретно», – продолжает заведующий Музеем политических репрессий в Туве Шолбан Ооржак.

Приговор – в исполнение!

В конце 30-х годов прошлого столетия в руководстве Тувы разворачивается борьба за власть между приверженцами радикальных левых взглядов и сторонниками консервативной и умеренной политики. До конца августа 1938-го были арестованы люди так называемые «контры» по «Делу девяти». Это председатель Совета Министров Чурмит-Дажы Сат, председатель Президиума Малого Хурала ТНР Хемчик-оол Адыг-Тюлюш, председатель Госбанка ТНР Танчай Оюн. Также прокурор ТНР Пиринлей Кара-Сал, заместитель прокурора ТНР Сенгижик Оюн, полномочный представитель ТНР в Монголии Сунгар-оол Куулар, министр торговли и промышленности Лопсан Сат, командир Тувинской революционной армии Серен Кужугет, бывший начальник «Совтутранса» Тоткан Ховалыг.

Следующим шагом стал Чрезвычайный открытый суд Президиума Малого Хурала, который состоялся 13 октября 1938 года. Был вынесен приговор – смертная казнь всем девяти – с полной конфискацией их имущества. Незадолго до исполнения приговора Серену Кужугету и Тоткану Ховалыгу, которые после допроса и пыток признали свою вину, смертную казнь заменили. Они получили лишение свободы на восемь лет. Приговор над остальными осуждёнными был приведён в исполнение 16 октября 1938 года. «Таким образом, это был второй государственный переворот в ТНР. Машина репрессий получила полную свободу действий и вплоть до 1953 года немало жителей Тувы стало жертвами политических репрессий», – подчёркивает заведующий Музеем политических репрессий в Туве Шолбан Ооржак.

Эпилог

В конце 40-х начале 50-х годов прошлого века, когда Иосиф Сталин вновь обратился к политическим репрессиям, в Туве развернулась борьба с «националистами и контрреволюционерами». Она получила название «Сут-Хольское дело». Это уголовное дело возбудили правоохранители Сут-Холя Тувинской автономной области. Они опирались на доносы о существовании в районе якобы антисоветской диверсионной группы. С января по июль 1952 года по следственному делу арестовали 16 человек из числа партийно-хозяйственного актива, специалистов и рядовых колхозников района. Так, репрессии 30–50 годов в ТНР – стали самой трагической страницей в новейшей политической истории Тувы. «В истории нашего народа было тёмное и тяжёлое время, но память о репрессированных, особенно о тех, кто был лишён самого дорогого – жизни, должна быть светлой», – сказал доктор филологических наук Каадыр-оол Бичелдей.

А. Баженов

По материалам Музея политических репрессий

Фото из открытых источников

и из архива Музея политических репрессий