Найти тему

Упущенное время

Стариков никто не любит, чего уж там. Бабушки в семь утра в троллейбусах (так и не знаю, куда они всегда ездят?), назойливые старушки на детских площадках, не очень опрятные дедушки в очереди в магазине... Мы сторонимся пожилых людей, раздражаемся от необходимости по сто раз объяснять, как позвонить по мобильному, выслушивать про давление, запоры и как всё плохо у своего престарелого родственника, что уж говорить о чужих стариках. Пока мы молоды, живём так, как будто старость нам не грозит, и часто проходим мимо тех, кому требуется помощь.  У пожилых растёт риск депрессии; одиночество и социальная изоляция увеличивают риск старческой астении, которая сморщивает, съёживает человека, отнимает способность к самообслуживанию и в  конечном итоге приводит в интернаты. Или сразу в могилу, без вот этой волокиты с соцзащитой.

Сейчас в стране начинает развиваться гериатрическая помощь, понемногу формируются кабинеты в поликлиниках, где врач оценит когнитивные нарушения, подвижность, необходимость постороннего ухода или скорректирует имеющееся лечение. Увы, дело небыстрое, да и когда придёт эта помощь в глухие уголки страны, где одна ЦРБ, и та в трёх днях пути на санках - неведомо. А то и совсем без больниц, только фельдшер с тонометром... Поэтому, если у вас есть пожилой родственник, а гериатров поблизости нет - откройте сайт Российского геронтологического научно-клинического центра имени Пирогова, rgnkc.ru, там отличные материалы и для врачей, и для пациентов.

Чаще всего нашим старикам нужно от нас внимание, забота, помощь. Не пропустить тревожные звонки, уговорить обратиться к врачу, просто не упустить. Потому что потом остается только сожаление и чувство вины.

Изображение из открытых источников, носит иллюстративный характер
Изображение из открытых источников, носит иллюстративный характер

В ноябре будет 5 лет, как умер мой дедушка, ему было 82. Он жил в 100км от меня, себя обслуживал, ходил в магазин и аптеку сам, летом полежал в кардиологии, да и у невролога был не раз. Зимой по полгода жил у дяди в Нижнем Новгороде. Когнитивные нарушения были легкие, соответствовали картине на МРТ. Он принимал препарат для торможения деменции, горсть лекарств от кардиолога (всё по делу), постоянно порывался что-нибудь отменить - любил читать инструкции очень, а там же куча побочек описана.

Мне не нравилось вот это вот "ой да всё плохо... всё болит... ничего хорошего", я видела, что он тяжело перенес смерть моего папы, своего старшего сына за год до этого. Но затащить к психиатру его не получилось, показаний для недобровольного осмотра не было, а назначенные мной препараты он бы пить не стал  из-за побочек в инструкциях. Так уже бывало даже с гипотензивными, что уж говорить об антидепрессантах, к примеру. И я до сих пор иногда жалею, что не предприняла каких-то решительных мер, не уговорила, не обратила должного внимания на его "скорей бы помереть, что ли" - слишком часто это слышу на работе. Упустила я его.

Он ушел из жизни добровольно.  Статистически наблюдается всплеск сyицидов у людей 75+, но это ни разу не утешение. Так что вспомните этот пост, когда будете краем уха слушать про болячки бабушки или говорить "ой, мне уже пора, перезвоню". А лучше позвоните прямо сейчас бабушке/дедушке, просто на пять минут, узнать о самочувствии. Как выясняется (иногда слишком поздно), каждый разговор может стать последним.

На фото из предыдущего поста - 2011 год, мы ещё все вместе. Бабушки не станет через год, рак. Дедушка мечтал с ней встретиться "там, наверху". Устал ждать.

Берегите себя. И своих пожилых - тоже.