Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Два капитана 2 (1993, СССР, комедия / артхаус): Пятнадцать голых баб...

"Два капитана 2" — любительское кино, почти что артхаусное… хотя — нет, артхаус — это слишком серьезно, артхаус означает, что человек, который заморочился постановкой, пристально глядит, приложив ладонь козырьком ко лбу, вдаль за горизонт, где маячат паруса фестивалей независимого кино. Этот человек втайне надеется заполучить положительные отзывы двух или трех прогрессивных критиков и несколько непрестижных, но радующих самолюбие наград. И очень надеется, что рядовая публика его не поймет — ведь это сразу поставит его в ряд непризнанных гениев, обогнавших время. Дебижев, БГ и Курехин к таким перцам не относятся. Вряд ли их интересовало признание фестивалей, но вряд ли их интересовало и признание публики. Такое ощущение, что они прикалывались ради собственного удовольствия. Как неслучайно "прикололся" Умберто Эко, написав "Имя розы".
Год 1991-й, как венец перестройки страны, мозгов и вектора творческого потенциала этих мозгов, выглядит тектоническим разломом между прошлым и будущем. Т

"Два капитана 2" — любительское кино, почти что артхаусное… хотя — нет, артхаус — это слишком серьезно, артхаус означает, что человек, который заморочился постановкой, пристально глядит, приложив ладонь козырьком ко лбу, вдаль за горизонт, где маячат паруса фестивалей независимого кино. Этот человек втайне надеется заполучить положительные отзывы двух или трех прогрессивных критиков и несколько непрестижных, но радующих самолюбие наград. И очень надеется, что рядовая публика его не поймет — ведь это сразу поставит его в ряд непризнанных гениев, обогнавших время. Дебижев, БГ и Курехин к таким перцам не относятся. Вряд ли их интересовало признание фестивалей, но вряд ли их интересовало и признание публики. Такое ощущение, что они прикалывались ради собственного удовольствия. Как неслучайно "прикололся" Умберто Эко, написав "Имя розы".

Год 1991-й, как венец перестройки страны, мозгов и вектора творческого потенциала этих мозгов, выглядит тектоническим разломом между прошлым и будущем. Тогда, в одной из передач "Пятого колеса" на питерском ТВ, которую вел Сергей Шолохов, Курехин свидетельствовал, что Ленин был грибом и радиоволной, а в 1993 году, когда в России произошли еще одни хорошо известные всем исторические события, эта идея оформилась в новую мифологию, отраженную в фильме "Два капитана 2".

Кадр из фильма "Два капитана 2" (1993)
Кадр из фильма "Два капитана 2" (1993)

Я хотел сперва написать, что ноги пелевинского романа "Чапаев и Пустота" растут из фильма Дебижева, но понял, что это не так. Или, во всяком случае, не совсем так. Оба текста — кинотекст (великолепно, кстати, прочитанный актером классического театра Юрием Толубеевым) и литературный текст схожи в своей глумливости не потому, что кто-то с кого-то передирал, а потому, что такова участь каждой революции. Оценка отошедшей эпохи неизбежно приобретает отрицательный знак. Поэтому неинтересно сравнивать "Двух капитанов", имеющих приставку "2" (уже в заголовке обозначается вторичность, присущая всякому постмодернисткому произведению), с "Чапаевым и Пустотой".

Гораздо полезнее сравнить "Двух капитанов-2" с "Броненосцем "Потемкин". Тут и приближенность "освещаемых" эпох, и революционно-морская, а также приморская тематику, и общая заточенность под кинохронику (причем фильм Дебижева скомпилирован из реальной кинохроники процентов на 80). Шедевр Эйзенштейна — поистине модернистский, а гротескная комедия абсурда, снятая Дебижевым и двумя "капитанами"-композиторами, фильм постмодернисткий. То есть Эйзенштейн видит будущее и чувствует свежесть и новизну, а Дебижев — нет. Он отрицает как прошлое, так и будущее. Повис, короче, в той самой пелевинской пустоте.

Кадр из фильма "Два капитана 2" (1993)
Кадр из фильма "Два капитана 2" (1993)

Но фильм сделан талантливо. Это очень смешное кино, большинство цитат из которого сразу стало крылатыми (по-крайней мере, среди питерских зрителей). Но кино не слишком-то сбалансированное. Кульминацией является появление в кадре Гребенщикова в образе рефлексирующего офицера с гитарой. и поющего: "…когда пятнадцать баб резвятся у пруда" — перекличка с "Пятнадцатилетним капитаном" (при этом в кадре резвятся ровно 5 баб, и не у пруда, а у моря). А потом фильм полностью превращается в клип, закадровый текст пропадает, замененный на невнятную поэзию БГ, и это изрядно утомляет...

Вряд ли кому-то из молодежи фильм сейчас будут интересны "Два капитана 2" (такова участь любого постмодернистского продукта). Наверное, и самому Дебижеву неинтересно их пересматривать. Дебижев повзрослел, возмужал и теперь снимает настоящее кино. Очень рекомендую посмотреть его новый фильм - документалку "Святой архипелаг". Мою рецензию на этот фильм читайте здесь.

Кадр из фильма "Два капитана 2" (1993)
Кадр из фильма "Два капитана 2" (1993)

Сценарий: Сергей Дебижев,
Операторы: Сергей Астахов, Наум Аврунин, Дмитрий Маас,
Композиторы: Борис Гребенщиков, Сергей Курехин.

В главных ролях: Сергей Курехин, Борис Гребенщиков.
В ролях: Элеонора Мовилло, Тимур Новиков, Сергей "Африка" Бугаев, Дмитрий Месхиев.

Читайте также на моем канале:

"Вставай, сука, Колчак приехал!" (с) Кадр из фильма "Два капитана 2" (1993)
"Вставай, сука, Колчак приехал!" (с) Кадр из фильма "Два капитана 2" (1993)