Найти тему
История живописи

Купивший монастырь художник-славянофил и его неожиданные картины

"Письмо", К.П. Степанов, 1884. Частное собрание.
"Письмо", К.П. Степанов, 1884. Частное собрание.

Изначально ничего не предвещало художественной карьеры для Клавдия Петровича Степанова, рожденного в подмосковном селе осенью 1854 года. Судите сами - отец его был генералом, все его браться пошли по военной стезе, а сам он, закончив Московский лицей в память Цесаревича Николая, поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского Университета. Закончив его, Степанов отправляется добровольцем на русско-турецкую войну 1877-1878 годов - так что казалось бы, какое тут художество?

"Седина в бороду, а бес в ребро", К.П. Степанов, 1888. "Художественная культура Русского Севера", Архангельск.
"Седина в бороду, а бес в ребро", К.П. Степанов, 1888. "Художественная культура Русского Севера", Архангельск.

Но, уже будучи на последнем курсе Университета, он начинает посещать в качестве вольнослушателя Академию художеств, и хоть он пробыл там не так долго (менее года), очевидно, что живопись, что называется, крепко "засела" ему в душу. После окончания войны он становится чиновником "особых поручений в министерстве финансов" и часто бывает за границей. Вероятно, там он тоже был впечатлен живописной традицией, ибо в 1880 году он решает круто изменить свою жизнь - уходит в отставку и уезжает в Европу. Об этом любопытно напишут в одном из некрологов впоследствии:

Где-то около Флоренции он купил старый монастырь и прожил там около 15 лет, посвященных искусству.

Любопытный факт из биографии, не правда ли? Правда другие источники выдают данные, что кроме Флоренции он проживал еще и в Венеции, в самой что ни на есть, исторической ее части - в районе Гранд-Канала.

"Дон Кихот (после сражения с мельницами)", К.П. Степанов, 1888. Третьяковская галерея, Москва.
"Дон Кихот (после сражения с мельницами)", К.П. Степанов, 1888. Третьяковская галерея, Москва.
"Тверская красавица у ларца с драгоценностями", К.П. Степанов, 1889. Частное собрание.
"Тверская красавица у ларца с драгоценностями", К.П. Степанов, 1889. Частное собрание.

Живя в Италии, художник с 1885 года стал высылать свои картины на академические выставки, где они "обратили общее внимание любителей и знатоков своим образцовым исполнением и сразу создали известность этому художнику". Подтверждением этих слов из издания Федора Булгакова ("Наши художники", если кто забыл) было то, что в 1888 году за ряд присланных картин Академия художеств присвоила ему звание художника I-ой степени, то есть наивысшей, с которой можно было ее закончить. Известный дореволюционная энциклопедия Брокзауза и Ефрона так охарактеризует творчество Степанова:

Пишет небольшие картинки преимущественно с фигурами в западноевропейских костюмах эпохи Возрождения, отличаясь в них тонкостью кисти, силою красок и прекрасною характеристикою и выразительностью выведенных на сцену лиц.

Несколько лет спустя художнику за ряд работ присвоят звание академика "за отличные познания" в исторической живописи.

"Письмо", К.П. Степанов, 1893. Нижегородский художественный музей.
"Письмо", К.П. Степанов, 1893. Нижегородский художественный музей.
"Песнь любви", К.П. Степанов, 1896. Нижегородский художественный музей.
"Песнь любви", К.П. Степанов, 1896. Нижегородский художественный музей.

В конце XIX века художник возвращается в Россию, и здесь с ним происходит очередная метаморфоза: несмотря на то, что он столько лет прожил в Европе, он "близко сошелся с кружком московских славянофилов и стал выступать в литературе и в собраниях горячим врагом беспочвенного революционного западничества". С 1903 года он регулярно печатался в консервативных газетах "Московские ведомости" и "Русская земля", а в дальнейшем он основал и свою газету, где был редактором - "Московский голос" и издавал религиозный журнал "Цветник" (вышел только единственный номер).

"Жанровая сцена", К.П. Степанов, 1902. Иркутский областной художественный музей.
"Жанровая сцена", К.П. Степанов, 1902. Иркутский областной художественный музей.

В этот период он все больше работает над религиозной живописью и основывает иконописную мастерскую при Донском монастыре в Москве. В некрологе газеты "Новое время" эту школу назовут его "излюбленным детищем", с которым он расстался "только перед самым отъездом в Ялту, где его ожидало не выздоровление а смерть". Там же отметят возможные причины кончины в общем-то еще не старого живописца и публициста:

Напряженный редакторский и публицистический труд, изобилующий столь многими терниями, отнял у него последние силы. Во многом разочарованный, с надорванным здоровьем и поколебленными надеждами... он окончательно сходит с политической сцены и снова возвращается к родному искусству, но и в нем продолжает служить тем же национально-религиозным славянофильским идеалам.

Вероятнее всего, речь идет не о станковой живописи (по крайней мере, таких примеров мне не удалось найти), а о настенной и иконописи, ведь художник выполнил роспись стен и образа усыпальницы великого князя Сергея Александровича в московском Чудовом монастыре.

Любопытно, что и дети Степанова пошли и по его стопам, и по, скажем так, фамильной стезе - двое из них стали художниками и реставраторами, а другие двое - офицерами.

Надеюсь, что вам сегодня было интересно и из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (и на ТГ-канал тоже), а если мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях. А напоследок приведу несколько портретов кисти героя сегодняшней публикации: