Найти тему
Bizmedia.kz

Эксперт пояснил высокую стоимость билетов казахстанских авиаперевозчиков

   Фото: Пресс-служба Комитета гражданской авиации. Анатолий Пак
Фото: Пресс-служба Комитета гражданской авиации. Анатолий Пак

Директор центра Экономического исследовательского института Ерлан Каримов развернуто пояснил, почему в Казахстане такие высокие цены на авиабилеты и из чего она складывается, сообщает Bizmedia.kz.

Почему в Казахстане дорогие авиабилеты?

В Казахстане национальные авиакомпании подвергаются критике из-за высоких цен и низкого качества услуг. В сентябре 2023 года депутаты Мажилиса выразили недовольство ценовой политикой лоукостера «FlyArystan» и призвали к снижению тарифов и отделению компании от ее материнской структуры — «Air Astana».

В настоящее время в стране действует шесть авиакомпаний: «Air Astana», «FlyArystan» (филиал «Air Astana»), «SCAT», «Qazaq Air», «Южное небо» и «Жетісу», осуществляющие регулярные коммерческие перевозки. Внутренние авиарейсы выполняются по 61 направлению с частотой 694 рейсов в неделю, а международные авиасообщения охватывают 118 маршрутов с 583 рейсами в неделю в 31 страну.

В 2022 году аэропорты обслужили 21,1 миллиона пассажиров и перевезли 24,5 тысячи тонн грузов. 13 аэропортов работают в режиме «открытого неба», предоставляя «пятую степень свободы воздуха» на тех направлениях, где отсутствуют казахстанские авиакомпании. Из 21 регионального аэропорта 18 соответствуют стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Аэропорты Астаны и Алматы относятся к категориям IIIA и IIIB, а аэропорт Атырау — к категории II, а аэропорты других городов — к категории I.

   Таблица: Экономический исследовательский институт. Анатолий Пак
Таблица: Экономический исследовательский институт. Анатолий Пак

Правительство Казахстана владеет 12 региональными аэропортами, а 9 находятся в частном или доверительном управлении. В Казахстане авиакомпании самостоятельно устанавливают тарифы на авиабилеты, так как государство не регулирует их ценообразование. Тем не менее, казахстанские авиакомпании используют динамическую систему ценообразования, которая определяется спросом на авиамаршруты и заполняемостью рейсов. Цены снижаются при низком спросе на билеты и повышаются при его увеличении.

Для проведения сравнительного анализа цен мы выбрали две лоукостер-компании: «Ryanair» (Ирландия) и «FlyArystan» (Казахстан), которые выполняют рейсы на схожие расстояния (в пределах страны и в соседние страны) и за схожий период времени (за 4 недели до вылета без «гибкого тарифа»).

   Таблица: Экономический исследовательский институт. Анатолий Пак
Таблица: Экономический исследовательский институт. Анатолий Пак

Не смотря на то, что стоимость международных рейсов казахстанской бюджетной авиакомпании выросла на 20%, внутренние авиабилеты остаются относительно доступными. Одной из причин более низких цен на внутренние рейсы в Казахстане может быть использование «FlyArystan» — бюджетной компании, входящей в структуру «Air Astana». Это позволяет снизить расходы, обеспечивает унифицированный учет и субсидирование некоторых маршрутов. Предложение о разделении компаний, возможно, не приведет к снижению цен на билеты. Основные причины «высоких» цен на авиабилеты в Казахстане включают:

  • Физическое износ оборудования аэропортов близкое к критическому уровню в 68%. В международной практике износ более 50% указывает на потерю стабильности работы аэропорта, угрозу безопасности полетов, необходимость крупных инвестиций и финансовую нестабильность;
  • Недостаток авиатоплива, который составляет около 300 тысяч тонн в год. Расходы на авиатопливо составляют около 30% стоимости авиабилета, что существенно влияет на конечную стоимость для пассажиров. С 2011 года стоимость авиатоплива в Казахстане не регулируется;
  • Почти все региональные аэропорты в Казахстане работают с убытком. Обслуживание взлетно-посадочных полос является серьезной финансовой нагрузкой.

Для решения проблемы с высокими ценами на авиабилеты в Казахстане предлагаются следующие меры:

  • Провести ремонтные работы в терминалах, на взлетно-посадочных полосах и периметральных заборах. Также совершенствовать централизованные системы заправки и склады горюче-смазочных материалов.
  • Оборудовать аэропорты современным оборудованием для проведения досмотра.
  • Обновить специализированную технику для обслуживания аэродрома, наземного обслуживания воздушных судов и аварийно-спасательных мероприятий.
  • Модернизировать производственные здания и сооружения аэропортов.
  • Организовать производство авиационного керосина марки Jet A-1 на казахстанских нефтеперерабатывающих заводах.
  • Решить вопрос о финансировании региональных аэропортов, чтобы обеспечить необходимые инвестиции в их модернизацию.

Распределение пассажирских и грузовых потоков по маршрутам аэропортов Казахстана характеризуется неравномерностью в регионах. Из 21 действующего аэропорта в стране, более половины всех авиаперевозок осуществляется через два крупнейших аэропорта — Алматы и Астана. Это приводит к тому, что региональные аэропорты не могут полностью реализовать свой транзитный потенциал.

Путем технической модернизации региональных аэропортов и решения проблемы с дефицитом авиационного керосина можно сократить время и стоимость авиабилетов, способствуя развитию внутренней и международной конкуренции. В противном случае, международные и внутренние рейсы будут постепенно сокращаться, что повлечет за собой увеличение цен на билеты и повышение рисков для безопасности пассажиров.