Есть прямая зависимость между погодой за окном и моей работоспособностью: чем холоднее и пасмурнее на улице, тем больше времени я провожу за обновлением сборника "Мачты и паруса". Благодаря ненастным выходным я добралась аж до 10-го варианта!
Чаще всего затык происходит с 4-м заданием: приходится создавать новый текст для пунктуационного анализа. 2-е переделать намного проще.
Сегодня покажу, как будет выглядеть задание на определение грамматических основ в вариантах "Компас", "Шлюпка", "Остров".
Вариант 4. Компас
Прочитайте текст и выполните задание 2.
(1)Ко́мпас — устройство, облегчающее ориентирование на местности путём указания на магнитные полюса Земли и стороны света. (2)Простейшее устройство представляет собой округлый корпус, внутри которого находится вращающаяся на оси намагниченная стрелка. (3)Стрелка обычно состоит из двух разноцветных половин: синяя указывает на север, красная — на юг. (4)Магнитное приспособление для определения сторон света впервые упоминается в книге Цзэн Гунляна «Собрание важнейшего из военных канонов», датируемой 1044 годом. (5)С тех пор прибор претерпел некоторые изменения, но не потерял актуальности: и сегодня он широко применяется в разных сферах человеческой деятельности.
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) компас – устройство (предложение 1)
2) устройство представляет (предложение 2)
3) стрелка состоит (предложение 3)
4) собрание упоминается (предложение 4)
5) он широко применяется (предложение 5)
Ответ: _____________________________
Вариант 5. Шлюпка
Прочитайте текст и выполните задание 2.
(1)Шлю́пкой (от нидерл. sloep) называют любое малое беспалубное мореходное судно для транспортирования людей и грузов, а также для спасения пассажиров и личного состава на воде. (2)Самая большая шлюпка длиной до 12 метров называется баркас, самая малая — туз. (3)Для спортивно-туристических целей, а также для первоначального обучения курсантов морских училищ традиционно используют шестивёсельную шлюпку, называемую ял (ялик). (4)Все шлюпки имеют прочный корпус, хорошую устойчивость, высокую манёвренность и запас плавучести даже при заполнении водой. (5)Запас плавучести обеспечивается герметичными воздушными ящиками, заполненными пенопластом.
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) называют судно (предложение 1)
2) называется баркас (предложение 2)
3) используют (предложение 3)
4) шлюпки имеют (предложение 4)
5) запас обеспечивается (предложение 5)
Ответ: _____________________________
Вариант 6. Остров
Прочитайте текст и выполните задание 2.
(1)О́стров — участок суши в океане, море или на реке, окружённый со всех сторон водой и постоянно возвышающийся над водой даже в период наибольшего прилива. (2)От материков острова отличаются меньшими размерами. (3)Самым большим по площади островом принято считать Гренландию, которая приблизительно в три раза меньше самого малого континента — Австралии. (4)Группу морских островов, расположенных поблизости друг от друга, называют архипелагом, ряд небольших островов, вытянутых в одном направлении, называют грядой. (5)По происхождению острова, расположенные в морях и океанах, делят на материковые, вулканические, коралловые и искусственные.
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) остров – участок (предложение 1)
2) острова отличаются (предложение 2)
3) которая меньше (предложение 3)
4) называют архипелагом (предложение 4)
5) острова делят (предложение 5)
Ответ: _____________________________
Как всегда, прошу обратной связи в виде ваших ответов. Один ум хорошо, а много лучше. Хотелось бы в сборнике не допустить спорных ситуаций.