Найти тему
Живопись

Художник неизвестен

Неизвестный художник (мастерская Репина), «Портрет неизвестной в лиловом», 1908, Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки. Музей русского импрессионизма, Москва
Неизвестный художник (мастерская Репина), «Портрет неизвестной в лиловом», 1908, Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки. Музей русского импрессионизма, Москва

Художники «теряют» свои произведения

Когда отправляют их в самостоятельное путешествие по галереям, частным коллекциям и музеям. Картины тоже нередко «теряют» имена своих авторов – из-за войн, революций и прочих катаклизмов, из-за неразборчивости подписей или их отсутствия.
Полотно живописца, чье имя и творчество исчезло в бурном потоке исторических событий, может быть не менее гениальным, чем творения признанных классиков. А «безымянная» картина вполне может оказаться шедевром известного мастера, как это случалось с работами Николая Милиоти, Василия Кандинского и других.

Автор неизвестен (школа Павла Филонова), «Автопортрет», до 1930, Галеев Галерея. Музей русского импрессионизма, Москва
Автор неизвестен (школа Павла Филонова), «Автопортрет», до 1930, Галеев Галерея. Музей русского импрессионизма, Москва
Василий Кандинский, «№207. Без названия», 1916, Тюменское музейно-просветительское объединение Музейный комплекс имени И. Я. Словцова. Музей русского импрессионизма, Москва
Василий Кандинский, «№207. Без названия», 1916, Тюменское музейно-просветительское объединение Музейный комплекс имени И. Я. Словцова. Музей русского импрессионизма, Москва
Неизвестный художник, «Портрет сидящей за столом дамы со светлыми волосами», 1900-е, Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Музей русского импрессионизма, Москва
Неизвестный художник, «Портрет сидящей за столом дамы со светлыми волосами», 1900-е, Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Музей русского импрессионизма, Москва
Неизвестный художник (Елена Дынина?), «Натюрморт с глиняной посудой», 1925, Собрание Михаила Каменского, Москва. Музей русского импрессионизма, Москва
Неизвестный художник (Елена Дынина?), «Натюрморт с глиняной посудой», 1925, Собрание Михаила Каменского, Москва. Музей русского импрессионизма, Москва

Краткая запись в каталоге экспонатов «н/х»

(«неизвестный художник») — это не только проблемы атрибуции и вопросы искусствоведов. Это повод для того, чтобы собрать такие полотна на одной выставке и привлечь посетителей к разгадке тайны их авторства. На такой эксперимент решился Музей русского импрессионизма и «пригласил» из частных коллекций и государственных собраний интересные, но «безымянные» произведения и те, что обрели имена своих авторов в результате кропотливых исследований специалистов.

Неизвестный художник круга Кузьмы Петрова-Водкина, «Женщина в голубом перед цветком (Портрет Евгении Эвенбах?)», первая половина 1920-х, Собрание Владимира Левшенкова, Санкт-Петербург. Музей русского импрессионизма, Москва
Неизвестный художник круга Кузьмы Петрова-Водкина, «Женщина в голубом перед цветком (Портрет Евгении Эвенбах?)», первая половина 1920-х, Собрание Владимира Левшенкова, Санкт-Петербург. Музей русского импрессионизма, Москва
Вениамин Эйгес (ранее неизвестный художник), «Городской пейзаж. Москва», 1910-1930-е, Собрание Михаила Каменского. Музей русского импрессионизма, Москва
Вениамин Эйгес (ранее неизвестный художник), «Городской пейзаж. Москва», 1910-1930-е, Собрание Михаила Каменского. Музей русского импрессионизма, Москва
Борис Пестинский (ранее неизвестный художник), «Портрет Мухитдина», 1933, Галеев Галерея. Музей русского импрессионизма, Москва
Борис Пестинский (ранее неизвестный художник), «Портрет Мухитдина», 1933, Галеев Галерея. Музей русского импрессионизма, Москва
Маргарита Сабашникова (ранее неизвестный художник), «Автопортрет»,1905. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого. Музей русского импрессионизма, Москва
Маргарита Сабашникова (ранее неизвестный художник), «Автопортрет»,1905. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого. Музей русского импрессионизма, Москва

Необычность выставки

В том, что зритель может оценивать замысел живописца и мастерство его исполнения без оглядки на знаменитую фамилию, искать «черты» знакомого художника в форме и цвете, в манере письма или сюжетах. Это шарада, разгадка которой увлекает, заставляет вспоминать забытое, всматриваться в рисунок, находить новое и удивляться.

Адольф Федер (ранее неизвестный художник), «Портрет Веры Инбер», 1920-е, Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Музей русского импрессионизма, Москва
Адольф Федер (ранее неизвестный художник), «Портрет Веры Инбер», 1920-е, Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Музей русского импрессионизма, Москва
Неизвестный художник, «Натюрморт  игрушками», 1920-е, Пермская государственная художественная галерея. Музей русского импрессионизма, Москва
Неизвестный художник, «Натюрморт игрушками», 1920-е, Пермская государственная художественная галерея. Музей русского импрессионизма, Москва
Неизвестный художник, «Детские игрушки», 1920-е, Пермская государственная художественная галерея. Музей русского импрессионизма, Москва
Неизвестный художник, «Детские игрушки», 1920-е, Пермская государственная художественная галерея. Музей русского импрессионизма, Москва
Неизвестный художник, «Евдоксия Фёдоровна Никитина», 1920-е, Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля. Музей русского импрессионизма, Москва
Неизвестный художник, «Евдоксия Фёдоровна Никитина», 1920-е, Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля. Музей русского импрессионизма, Москва

Удивление подпитывают экскурсоводы, рассказывая истории «авторизации» полотен, похожие на приключенческие романы и детективы. Удивление поддерживают интерактивные технологии, позволяющие разглядеть мельчайшие штрихи рисунка, сделать видимым движение кисти художника и услышать «музыку» картины.

Неизвестный художник, «Карнавал», конец 1920 — начало 1930-х, Собрание Михаила Каменского, Москва. Музей русского импрессионизма, Москва
Неизвестный художник, «Карнавал», конец 1920 — начало 1930-х, Собрание Михаила Каменского, Москва. Музей русского импрессионизма, Москва
Неизвестный художник, «Дети в саду», начало ХХ века, Серпуховский историко-художественный музей. Музей русского импрессионизма, Москва
Неизвестный художник, «Дети в саду», начало ХХ века, Серпуховский историко-художественный музей. Музей русского импрессионизма, Москва
Неизвестный художник, «Пейзаж (Пейзаж в стиле примитивов)», не позднее 1920, Ивановский областной художественный музей. Музей русского импрессионизма, Москва
Неизвестный художник, «Пейзаж (Пейзаж в стиле примитивов)», не позднее 1920, Ивановский областной художественный музей. Музей русского импрессионизма, Москва

Уникальность экспозиции «Ав­тор неизвестен. Коснуться глав­ного» (12.10.2023-21.01.2024, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11) в том, что на одной площадке «сошлись» произведения разных стилей, течений и направлений живописи. «Репинская» легкость мирно соседствует с «филоновской» сложностью, кубизм с реализмом, карикатурность с серьезностью. Она отражает процесс возникновения и развития различных «измов» в конце ХIХ – начале ХХ веков, позволяет увидеть безграничность свободы творческих экспериментов и зачатки того, что сейчас именуется современным искусством.

Пётр Нилус, «Дождливый вечер», 1900-е, Ярославский художественный музей. Музей русского импрессионизма, Москва
Пётр Нилус, «Дождливый вечер», 1900-е, Ярославский художественный музей. Музей русского импрессионизма, Москва

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось и Вы подписались — спасибо!