Художники «теряют» свои произведения
Когда отправляют их в самостоятельное путешествие по галереям, частным коллекциям и музеям. Картины тоже нередко «теряют» имена своих авторов – из-за войн, революций и прочих катаклизмов, из-за неразборчивости подписей или их отсутствия.
Полотно живописца, чье имя и творчество исчезло в бурном потоке исторических событий, может быть не менее гениальным, чем творения признанных классиков. А «безымянная» картина вполне может оказаться шедевром известного мастера, как это случалось с работами Николая Милиоти, Василия Кандинского и других.
Краткая запись в каталоге экспонатов «н/х»
(«неизвестный художник») — это не только проблемы атрибуции и вопросы искусствоведов. Это повод для того, чтобы собрать такие полотна на одной выставке и привлечь посетителей к разгадке тайны их авторства. На такой эксперимент решился Музей русского импрессионизма и «пригласил» из частных коллекций и государственных собраний интересные, но «безымянные» произведения и те, что обрели имена своих авторов в результате кропотливых исследований специалистов.
Необычность выставки
В том, что зритель может оценивать замысел живописца и мастерство его исполнения без оглядки на знаменитую фамилию, искать «черты» знакомого художника в форме и цвете, в манере письма или сюжетах. Это шарада, разгадка которой увлекает, заставляет вспоминать забытое, всматриваться в рисунок, находить новое и удивляться.
Удивление подпитывают экскурсоводы, рассказывая истории «авторизации» полотен, похожие на приключенческие романы и детективы. Удивление поддерживают интерактивные технологии, позволяющие разглядеть мельчайшие штрихи рисунка, сделать видимым движение кисти художника и услышать «музыку» картины.
Уникальность экспозиции «Автор неизвестен. Коснуться главного» (12.10.2023-21.01.2024, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11) в том, что на одной площадке «сошлись» произведения разных стилей, течений и направлений живописи. «Репинская» легкость мирно соседствует с «филоновской» сложностью, кубизм с реализмом, карикатурность с серьезностью. Она отражает процесс возникновения и развития различных «измов» в конце ХIХ – начале ХХ веков, позволяет увидеть безграничность свободы творческих экспериментов и зачатки того, что сейчас именуется современным искусством.