На этой купюре изображены два человека, и портрет того, что справа, наверное, известен миллионам - конечно же, это Джеймс Уатт, один из величайших изобретателей в истории человечества.
Не станем устраивать викторины и загадочно молчать насчет того, кто стоит рядом с Уаттом - это Мэттью Болтон, тот самый человек, который нашел Уатта, можно сказать, "выкупил" его у предыдущего инвестора (тот разорился, и работу с паровым двигателем не мог финансировать, в результате чего создание машины задержалось года на 3-4).
Причем "выкуп" Болтон проводил крайне жестко - Уатт испытывал неловкость в отношении своего прежнего компаньона и предлагал множество компромиссов, в ответ на что Болтон очень вежливо и даже учтиво, но при этом - неизменно твердо отвечал Уатту о том, в каком, единственно возможном виде, он готов поддержать изобретателя.
В итоге Уатт принял предложение Болтона (максимально затянув с этим, между прочим - шаг навстречу очень высоко ценимому им Болтону он сделал только после того, как его прежний компаньон, некий Робак, официально стал банкротом и продал Болтону, в часть погашения своих долгов, права на долю в паровом двигателе).
Болтон и в самом деле оказался для изобретателя исключительно удачным партнером - он не просто наладил финансирование разработок, но и вникал в каждую мелочь, предлагал решения (нет, не техническое, но технологические и организационные) тогда, когда работа Уатта заходила в тупик.
Так, была огромная проблема с точность подгонки поршней и цилиндров, без решения которой, наверное, парового двигателя не состоялось бы - тогда еще не умели работать с высокой точностью.
Болтон нашел решение - он привлек к работе некоего Уилкинсона, человека, которого называли "помешанным на чугуне" (чем Уилкинсон, заметим, гордился) - он пользовался чугунной тростью, носил головной убор из чугуна, конечно, когда он умер, его хоронили в чугунном гробу и на его могиле поставили чугунный памятник.
При этом он строил лучшие в мире домны, он построил первый в истории чугунный мост, именно он был главным подрядчиком английского арсенала, потому что произведенные им пушки и ружья не взрывались и стреляли с исключительной точностью.
Уилкинсон, кажется, был единственным человеком в мире, который был способен решить проблему поршней и цилиндров (это, кстати, часть ответа насчет того, почему больше нигде, кроме как в Англии, паровой машины в те годы создать было невозможно) - и он ее решил.
Создание паровой машины - вовсе не конец истории (как нам сообщают об этом учебники), потому что дальше надо было решать сложнейшую из задач - внедрение этой машины, встраивание ее в производственные цепочки, и Болтон и тут оказался незаменим (благо, в мире английских промышленников его авторитет был велик - это во-первых, во-вторых - он умел ставить задачи перед производством, то есть перед Уаттом, и, наконец, в третьих - он умел находить нужных людей, у него было удивительное чутье на них).
Впрочем, сама статья опубликована в журнале London Cult, в котором, начиная с какого-то времени, каждое воскресенье выходит моя статья.
Читать саму статью - ЗДЕСЬ
Да, эта статья, как и множество других (да что там - все написанное) создано благодаря подписчикам в Boosty, но стать подписчиком легко и приятно, а главное - полезно. Без шуток - это очень важно и реально, на самом деле, помогает создавать новые материалы
Подписаться на контент "для своих" можно ЗДЕСЬ
Отправить донат - ЗДЕСЬ
P.S. Ваши лайки, комментарии и подписка не будут лишними
Александр Иванов
"Краткие эссе об истории экономики"
Поддержать блог: ЗДЕСЬ
Еще больше историй на канале: https://t.me/ivanovdirect