Найти тему

Опальная книга 18 века

Радищев
Радищев

Несмотря на то, что нас от выхода в печать книги Александра Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" отделяет почти 2.5 века, число спорных вопросов с связи с изучением жизни и деятельности Радищева вообще и его главной повести в частности не уменьшается и даже, напротив, продолжает расти.

Радищев был сыном богатейшего помещика, владельца десятков имений с тысячами крепостных, находящихся во многих губерниях центральной России. В юности он был пажом Екатерины II. Как один из лучших учащихся Пажеского корпуса, хорошо известный императрице блестящими способностями, Радищев был направлен для получения юридического образования в Лейпцигский университет.

По возвращении он служил протоколистом в Сенате, затем стал юридическим советником в Финляндской дивизии, служил в Коммерц-коллегии, занимавшейся вопросами торговли, руководил Петербургской таможней, выполнял многочисленные поручения А. Р. Воронцова.

Такая яркая карьера чиновника не помещала Радищеву снискать славу и в других областях. Нам он более известен как мыслитель, писатель, поэт, теоретик литературы и стихосложения, экономист, историк, философ.

«Путешествие из Петербурга в Москву» вобрало в себя разнообразный жизненный опыт писателя, отразило поистине энциклопедический характер его знаний и интересов, подытожило тридцатилетние наблюдения и размышления над самыми различными сторонами российской действительности, событиями мировой и русской истории.

Широка проблематика книги. Традиционно её принято трактовать как книгу о крепостном праве. Но это отнюдь не так! Да, крепостничество и барство - важная тема труда Радищева, но повесть совершенно её не исчерпывается.

Г. А. Гуковский отмечал:

«Путешествие из Петербурга в Москву» — это книга о крепостнической России. Ее герой не отдельный человек, и ее построение не зиждется на частном событии. Ее герой — родина, величественная, но угнетенная, и повествуется в ней о жизни всей страны и всего народа».
«Каждая глава-тема — это одна из сторон единого процесса жизни родины».

Но темы не связаны исключительно с крепостническим укладом: Радищев размышляет и об уровне нравственности людей (о проституции, венерических болезнях, расчеиливости), о цензуре, о писательском мастерстве, о различных исторических фигурах (Иван Грозный, Елизавета, Ломоносов, Пётр I) и их роли в судьбе России.

Круг проблем
Круг проблем

Полемизируя с лучшими людьми своей эпохи, Радищев показывает, что ни честный судья, ни единичные добрые баре не изменят судьбы крепостных.

Радищев полагал, что народная революция неизбежна, о чем прямо сказал в оде «Вольность». Как ни сложна история, наступит час, когда "человечество возревет в оковах" и, направляемое надеждою свободы и неистребимым правом природы, двинется, и власть будет приведена в трепет.

Едва анонимно изданное «Путешествие из Петербурга в Москву» поступило в продажу, начались поиски автора крамольной книги. Радищева приговорили к смертной казни, замененной по «высочайшему матерьнему милосердию» десятилетней ссылкой в Алимский острог. Под угрозой сурового наказания запрещалось печатать и даже читать книгу, «наполненную самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтоб произвесть в народе негодование противу начальников и начальства наконец, оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской».

На протяжении более чем ста лет, вплоть до революции 1905 года, книга была под запретом.

Сейчас "Путешествие..." читается и неплохо воспринимается, хотя в силу ряда политических событий эту повесть часто трактуют так, как удобно исходя из повестки.

Мы обсуждали "Путешествие..." со студентами-филологами первого курса. Книга была ими воспринята довольно хорошо, несмотря на сложности языка, несмотря на то, что от реалий радищевского повествования (при буквальной трактовке, разумеется) мы очень далеки.

Мне к слогу Радищева было адаптироваться непросто (я вообще литературу 18 века тяжело воспринимаю), но сюжеты очень занимательны! Публицистические очерки лично мне показались довольно сложными для чтения, хотя я читала быстро, чтобы успеть к семинарам со студентами. Больше других меня тронула глава "Зайцово".

+ 288 страниц