Нейтралитет Италии, по сути, похоронил военно-морскую конвенцию Тройственного союза. Военно-морской флот Австро-Венгрии был блокирован значительно превосходящими силами союзников в Адриатическим морем сразу после того, как Великобритания и Франция вступили в войну.
После своей бесполезной вылазки 7 августа, которая совпала с маневром «Гебена» в направлении Адриатики, адмирал Хаус сосредоточил свои три дредноута и девять до-дредноутов в Пула, прикрывая основные морские порты Триест и Фиуме (Риека). Крейсерскую флотилию (три броненосных крейсера и три легких крейсера) он отправил в Каттаро на южной оконечности Далмации.
13 августа, на следующий день после объявления войны, командующий средиземноморскими силами союзников адмирал Лапейрер получил приказ следовать в Адриатику. Так получилось, что первоначально, когда Великобритания сосредоточила свои средиземноморские силы в Дарданеллах, а Италия еще не вступила в войну, Франция взяла на себя основную ответственность за морскую блокаду Австро-Венгрии.
16 августа, через шесть дней после того, как «Гебен» вошел в Дарданеллы, адмирал Лапейрер прошел через пролив Отранто и вошел в Адриатическое море. Его флот включал дредноуты «Курбе» и «Жан Барт», а также двенадцать французских до-дредноутов, которые сопровождались символическими британскими силами, состоящими из броненосного крейсера «Дефенс» и одного эсминца.
В конечном счете союзники, перекрыв пролив Отранто между юго-восточной оконечностью Италии и побережьем Албании, ввели бы «дистанционную блокаду» Австро-Венгрии, аналогичную британской блокаде Германии в Северном море. Но 16 августа Лапейрер проплыл еще 150 миль (240 км) на север, в южную Адриатику, и прибыл к крошечному прибрежному плацдарму Черногории, которая 8 августа вступила в войну против Австро-Венгрии.
Поскольку Черногория практически окружила австро-венгерскую базу в Каттаро, захватив высоты вокруг похожей на фьорд якорной стоянки, ее вступление в войну побудило адмирала Хауса усилить там флотилию крейсеров тремя старыми броненосцами береговой обороны класса «Монарх».
В Черногории был только один небольшой порт, Антивари (Бар), расположенный в 17 милях (27 км) к югу от Каттаро, который Австро-Венгрия сразу блокировала с моря, как только Каттаро был окружен на суше. Поскольку Черногория не владела никакими кораблями, кроме королевской яхты «Румия», для ненапряженной вахты там было достаточно одного легкого крейсера из флотилии в Каттаро. 16 августа эта обязанность легла на «Зенту» капитана Пола Пачнера, которую атаковал авангард флота адмирала Лапейрера и, конечно, сразу потопил (179 погибших). Пожалуй, это был самый странный морской бой за всю войну: французские линкоры выпустили более 500 снарядов по 2300-тонному крейсеру, который затонул с развевающимися флагами. После этого корабли адмирала Лапейрера не предприняли никаких попыток подобрать выживших. Пачнер и около 130 его людей добирались до берега вплавь, где потом оставались пленниками до 1916 года (пока Австро-Венгрия выбила Черногорию из войны).
«Героический рейд» 16 августа открыл для кораблей союзников Антивари, но в этом порту не было никаких оборонительных сооружений, и французы, армия которых вскоре на Западном фронте оказалась в тяжелейшем положении, не могли выделить людей для обороны Антивари. Месяц спустя французы высадили 140 артиллеристов и восемь тяжелых орудий, которые черногорцы впоследствии перетащили на высоты над Каттаро. Они обстреливали гавань в течение нескольких недель, пока Хаус не усилил находящиеся в гавани корабли четырьмя 12-дюймовыми (30,5-см) и восемью 9,4-дюймовыми (24-см) орудиями до-дредноута «Радецкий». Залпы «Радецкого» вывели из строя два черногорских орудия и вынудили черногорцев к отводу остальных. В итоге в конце ноября французская миссия покинула Черногорию.
Тем временем перед адмиралом Лапейрером стояла трудная задача поддерживать операции на Мальте, расположенной примерно в 550 милях (890 км) к юго-западу. Мальта была ближайшей базой его флота и находилась на таком же расстоянии от Каттаро, как Скапа-Флоу от Вильгельмсхафена. К октябрю адмирал Лапейрер организовал систему ротации своих кораблей: они по очереди возвращались на Мальту для пополнения запасов и ремонта. При этом французские корабли часто в качестве передовой якорной стоянки использовали Корфу, расположенную в 215 милях (345 км) к югу от Каттаро, сразу за Адриатикой. И их не волновало, что это нарушало нейтралитет Греции (и, таким образом, создало прецедент для противников использовать Лемнос, расположенный к западу от Дарданелл, в качестве передовой базы для операций там в следующем году).
В то время как у адмирала Лапейрера было более чем достаточно сил, чтобы сокрушить флот адмирала Хауса, главная австро-венгерская база в Пуле, расположенная в 300 милях (480 км) вверх по побережью от Каттаро, оставалась вне досягаемости французского флота, действующего с Мальты.
Адмирал Хаус, конечно, не собирался радовать французов, вступая с ними в бой (возможно, последний для его флота). 6 сентября он объяснил в депеше в Вену, что не намерен покидать Пула "до тех пор, пока существует вероятность того, что Италия объявит нам войну. Я считаю своим первейшим долгом сохранить наш флот в целости... для решающей борьбы с этим нашим самым опасным врагом".
Несмотря на трудности, с которыми он столкнулся, адмирал Лапейрер первоначально поддерживал рейды в южную Адриатику. После первой бомбардировки фортов Каттаро 1 сентября двумя дредноутами, десятью своими до-дредноутами и четырьмя броненосными крейсерами, он регулярно туда возвращался, угрожая австро-венгерской базе. 19 сентября его броненосные крейсера зашли так далеко на север, что достигли мыса Планка, расположенного в 160 милях (260 км) вверх по побережью Далмации от Каттаро.
Адмирал Лапейрер мог бы, наверное, захватить и удерживать ряд островов, но даже после того, как победа союзников в первой битве на Марне спасла Париж, французская армия не смогла выделить ему войска для десантных операций в Адриатике. Только превосходство в материально-техническом обеспечении позволяло адмиралу Лапейреру сохранять свой приоритет в Адриатике. Но и это продолжалось только до тех пор, пока адмирал Хаус не уступил давлению своего командира подводной лодки капитана Франца фон Тьерри и не позволил австро-венгерским подводным лодкам перебазироваться из Пула в Каттаро.
Как и многие флагманские офицеры его возраста, адмирал Хаус считал подводные лодки чисто оборонительным оружием, но первые успехи немецких субмарин, и, в частности, потопление U-9 трех британских броненосных крейсеров у берегов Голландии в сентябре, открыли ему глаза на их наступательный потенциал. Первые две австро-венгерские подводные лодки прибыли в Каттаро позже уже в сентябре, а к концу года там базировались уже пять из семи имевшихся на тот момент лодок. Результат не заставил себя ждать и 21 декабря U-12 торпедировала флагман адмирала Лапейрера, 23 400-тонный дредноут «Жан Барт», у берегов Антивари.
«Жан Барт» пережил атаку и несмотря на то, что набрал воды, благополучно вернулся на Мальту. Тем не менее, он оставался выведенным из строя в течение нескольких месяцев, а адмирал Лапейрер так и не оправился от шока.
Военно-морские силы Австро-Венгрии в Каттаро были достаточно сильны. Для конвоирования грузов, направлявшихся для черногорской армии через Антивари приходилось использовать линкоры. Новая угроза подводных лодок делала использование линкоров для сопровождения конвоев слишком рискованным. Французский военно-морской флот больше никогда не размещал дредноуты к северу от пролива Отранто, предоставив Черногорию самой себе, пока австро-венгерская армия окончательно не захватила горное королевство в 1916 году.
В краткосрочной перспективе вывод французских линкоров из южной Адриатики позволил Австро-Венгрии более смело использовать легкие силы, дислоцированные в Каттаро. Они установили мины у Антивари, на которых 24 февраля 1915 года подорвался французский эсминец. Затем, в ночь с 1 на 2 марта, австро-венгерский эсминец проник в гавань Антивари, торпедировав черногорскую королевскую яхту. Наконец, в ночь с 26 на 27 апреля U-5 (лейтенант Георг фон Трапп) торпедировала и потопила 12 500-тонный французский броненосный крейсер «Леон Гамбетта» у мыса Санта-Мария-ди-Леука, юго-восточной оконечности Италии (684 погибших). Эта шокирующая потеря настолько подействовала на адмирала Лапейрера, что в течение следующих четырех недель (пока вступление Италии в войну не дало союзному флоту гораздо большую огневую мощь и гораздо лучшие базы для ведения войны в Адриатике) к северу от параллели Ионического острова Кефалония, в 300 милях (480 км) к югу от Каттаро он не рисковал ничем крупнее эсминца.
Италия вступила в войну в соответствии с условиями Лондонского мирного договора, подписанного 26 апреля 1915 года, на следующий день после высадки союзников в Галлиполи. Англо-франко-итальянская военно-морская конвенция, заключенная в Париже 10 мая, создала новую сложную структуру командования. Италия потребовала назначить своего командующего силами союзников в Адриатике и предоставить ему прямой контроль над собственными пятью дредноутами.
Адмирал Луиджи Савойский, герцог Абруцци, стал командующим Первым флотом союзников, преимущественно итальянским и базировавшимся в Бриндизи. Флот адмирала Лапейрера, теперь обозначенный как Второй флот союзников, но по-прежнему включавший в себя в основном французские корабли, получили базу в Таранто. Адмирал Лапейрер оставался главнокомандующим Объединенными силами союзников в Средиземном море, а адмирал Абруцци был его подчиненным. Однако в случае, если адмирал Лапейрер введет второй флот союзников в Адриатику, он будет находиться под командованием адмирала Абруцци.
Австро-Венгрия, не теряя времени, 23 мая отреагировала на объявление войны Италией. В тот вечер, всего через несколько часов после начала боевых действий, адмирал Хаус покинул Пула с большей частью своего флота, включая все три дредноута и девять до-дредноутов, чтобы провести карательную бомбардировку вдоль 300 миль (480 км) Адриатического побережья Центральной Италии. Этот рейд сорвал последующую мобилизацию итальянской армии, поскольку повредил станции прибрежной железной дороги в Анконе, Римини и Сенигаллии, а также мосты в Сенигаллии и в устье реки Потенца. Гидросамолеты, базировавшиеся в Пула, дополнили обстрел бомбардировками Анконы и Венеции. Итальянский военно-морской флот практически не оказал сопротивления этой вылазке. Небольшие силы в Венеции, возглавляемые тремя старыми до-дредноутами, остались в порту. В единственном ночном военно-морском сражении участвовали легкие крейсера и эсминцы двух флотов (имеются в виду итальянские корабли, отправленные на север из Бриндизи). В результате был потоплен один из итальянских эсминцев у острова Пелагоса.
Эта вылазка ознаменовала первый случай, когда адмирал Хаус рискнул дредноутом, до-дредноутом или даже бронированным крейсером ради возможности сражения с превосходящим флотом союзников. Австро-Венгрии до сих пор удавалось контролировать Адриатическое море, делая его самым неприятным театром военных действий для союзников. Нигде больше у них не было такого перевеса сил, который они не смогли бы использовать для достижения практически любой цели. Всё это стало предметом англо-французских переговоров с итальянцами зимой 1914/15 года и способствовали переоценке ценности Италии как союзника, как на море, так и на суше.
Первая (и последняя) вылазка адмирала Хауса привела к тому, что с самого начала своего участия в войне итальянцы (даже больше, чем французы) были готовы уступить Адриатику врагу. Вскоре адмирал Абруцци оставил в Бриндизи только линкоры, переместив свои дредноуты подальше от опасных водных путей - в Таранто. На такую его осторожность повлияла казавшаяся сверхъестественной способностью австро-венгерского военно-морского флота предвидеть действия союзников.
Несмотря на, в целом, подозрительное отношение в Австро-Венгрии к проживающим в ней итальянцам, её разведке больше повезло в вербовке агентов для проникновения в Италию, чем Италии в создании собственной шпионской сети среди итальянцев, проживающих в Австро-Венгрии. Специальное подразделение военно-морской разведывательной службы, действовавшее при австро-венгерском консульстве в Цюрихе с мая 1915 года и далее, обеспечивало постоянный поток ценной информации из Италии, а также организовывало периодические террористические акты в итальянских портах.
Первый, наиболее впечатляющий теракт был поведен через четыре месяца после вступления Италии в войну, когда австрийские агенты проникли в Бриндизи и взорвали до-дредноут «Бенедетто Брин» (456 погибших). Последующие потери Италии на море к концу 1915 года включали два вспомогательных крейсера, один эсминец, четыре подводные лодки и три торпедные катера, в то время как Австро-Венгрия потеряла всего два эсминца и две подводные лодки.
Трусость Итальянского командования и постоянные просьбы, обращенные к Франции и Великобритании, прислать подкрепление, позволили австро-венгерскому флоту сковывать все большее число военных кораблей союзников, которым можно было бы найти лучшее применение в другом месте.
======================
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520–2839) является сетевым средством массовой информации и публикует статьи по актуальным проблемам гуманитарных и естественных наук
======================