Найти тему
Каменные истории

Такие мастера-камнерезы есть только в России

© Форпост Северо-Запад/Горный музей
© Форпост Северо-Запад/Горный музей

Сегодня в тувинских степях редко встретишь кочевников. Коренные народы этих мест давно сменили походные юрты на комфортабельные квартиры или дома. Однако, в эпоху перемен неизменным для тувинцев осталось уникальное ремесло, признанное достоянием страны. И хотя оно не приносит им практически никакого дохода, не заниматься любимым делом жители Сибири просто не могут.

© Форпост Северо-Запад/Горный музей
© Форпост Северо-Запад/Горный музей

Обучиться старейшей технике резьбы по камню агальматолиту кажется не представляется сложным. Ведь из него можно вырезать картину или статую обыкновенным кухонным ножом, но это лишь иллюзия. В действительности жители Сибири передают секреты мастерства от поколения к поколению и проходят обучение на протяжении всей жизни.

© Форпост Северо-Запад/Горный музей
© Форпост Северо-Запад/Горный музей

Резьбой по агальматолиту, мягкому и хорошо поддающемуся обработке, в республике Туве начинают увлекаться с раннего детства. Все существующие камнерезы на сегодняшний день не случайные люди, а мастера в нескольких поколениях. Интересно, что резьба для тувинцев не источник заработка, а способ самовыражения. В большинстве случаев мастера имеют профессию и официальное место работы. При этом многие из них отмечают, что просто обязаны продолжать дело предков, считая это своим долгом.

© Форпост Северо-Запад/Горный музей
© Форпост Северо-Запад/Горный музей

Изначально мастера резали фигуры с натуры. Это были окружающие их пейзажи, кони, козы. Философия древних тувинских камнерезов неразрывно связана с отождествлением своих работ с реальными персонажами. Поэтому до сих пор приступая к работе над статуэткой, мастеру полагается подержать камень в руках и почувствовать, как камень сам подскажет кем бы хотел стать – верблюдом, лошадью или совой. В этом, по мнению мастеров, секрет реалистичности и детальности проработки готовых фигур. Самый часто повторяющийся образ в тувинских работах – конь. Среди мастеров считается, что если получилось вырезать лошадь, то и остальные фигуры будут получаться без проблем. Тувинские художники никогда не полируют камень, они его только шлифуют.

© Форпост Северо-Запад/Горный музей
© Форпост Северо-Запад/Горный музей

Месторождения камня находятся вблизи столицы на вершинах гор Сарыг-Хая и на сопках Аргалыг и Шеттиг-Арга. О промышленной разработке здесь не идет и речи. Для сбора агальматолита местные жители проводят целые ритуалы, добывая его только вручную по специальной технологии. Время, когда отправляются в поход за агальматолитом, либо осень, либо весна. Промерзлая почва – обязательное условие. Иногда случается так, что визуально неповрежденный образец камня оказывается с трещинами внутри. Поэтому местные жители всегда разбивают крупные образцы, чтобы убедиться в пригодности агальматолита к художественным целям.

yandex.ru/maps
yandex.ru/maps

В 2023 году правительство Тувы поддержало предложение деятелей культуры и внесла в перечень официальных праздников республики День камнереза.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал КАМЕННЫЕ ИСТОРИИ, чтобы видеть больше статей в своей ленте.