Снова слышны заявления о разработке проектов монорельса то в Москве, то в Санкт-Петербурге. Вспомним, чем заканчивались эти идеи раньше.
История монорельса в России
Россия имеет богатую историю в области разработки и строительства монорельсовых систем, начиная с ранних лошадиных моделей до более поздних электрических и магнитных систем.
Первый российский монорельс был построен Иваном Ельмановым в деревне Мячково, недалеко от Москвы, в 1820 году. Эта система представляла собой "дорогу на столбах", где лошади тащили железнодорожные вагоны, размещенные на горизонтальном брусе, причем колеса были установлены на брусе, а не на вагонах.
В 2004 году в столице России была открыта Московская монорельсовая система длиной 4,7 км, связывающая станцию метро Тимирязевская с северным входом ВДНХ. Однако вскоре городская транспортная сеть начала развиваться в другом направлении, и монорельс перестал пользоваться популярностью среди москвичей.
Кроме того, были предложены различные проекты монорельсовых систем в разные исторические периоды, но многие из них так и не были реализованы.
Например, в 1904 году был предложен проект монорельса, который должен был соединить Санкт-Петербург и Москву со скоростью до 200 км/ч, однако проект не был финансирован. Аналогично, проект монорельса из Москвы в Нижний Новгород также не получил финансирования.
Помимо этого, в Советский период были проведены интенсивные исследования магнитных монорельсов. В 1977 году планировалось построить первую в мире монорельсовую систему с магнитной поддержкой в Алма-Ате, Казахстан, но план не был выполнен.
Проекты строительства монорельса в наши дни
Сейчас обсуждается преимущественно два проекта: в Москве и в Санкт-Петербурге.
В Санкт-Петербурге рассматривается проект монорельса, который соединит метро и торговый центр "Мега-Парнас".
Проект монорельсовой транспортной системы (МТС) на воздушной подушке был разработан Московским институтом теплотехники (МИТ). Соглашение о сотрудничестве подписали власти Ленобласти и АО "Корпорация "МИТ" (часть Роскосмоса).
Судя по всему, проект находится в стадии разработки, и ещё неизвестно, будет ли он реализован.
В Москве планируется модернизация московской монорельсовой системы в два этапа: в 2023-2024 годах — ремонт имеющейся техники и перевод ее в режим транспортного обслуживания из экскурсионного. А до 2027 года — замена подвижного состава, а также внедрение беспилотной системы управления и новой системы диспетчерского управления.
После модернизации количество составов увеличится до 10, и монорельсовая система станет универсальной городской транспортной системой, пригодной для тиражирования в любом регионе России.
Новые пятивагонные поезда, разработанные Московским институтом теплотехники, будут способны перевозить до 250 пассажиров со средней скоростью 30-60 км/ч и максимальной скоростью 80 км/ч.