Федеральная антимонопольная служба сообщила, что производители начали снижать цены на курицу. Ведомство рекомендовало торговым сетям тоже снижать стоимость куриного мяса в магазинах в случае, если поставщики снизили цены или предоставили скидки на товар.
Ранее ФАС направила крупнейшим производителям мяса курицы — группе «Черкизово», «ГАП Ресурс» и «Приосколью» — запросы для анализа обоснованности установленных ими цен. В ответ эти компании сообщили, что приняли решение снижать отпускные цены на тушку бройлера. И, кроме антимонопольщиков, уведомили об этом торговые сети, пишет РБК.
Правда, не все сети еще получили эти письма и продолжают сдерживать цены за свой счет, говорит председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев:
Игорь Караваев председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли «На сегодняшний день, по нашим данным, не все торговые сети — члены АКОРТ получили от поставщиков информацию о снижении цен. Ожидаем соответствующего уведомления в ближайшее время. При этом торговые сети за счет снижения собственной доходности продолжают выполнение принятых на себя добровольных обязательств по сдерживанию цен и наценок на социально значимые продовольственные товары. В частности, средняя наценка на тушку бройлера за девять месяцев в 2023 году у сетей, входящих в АКОРТ, имеет отрицательное значение. Аналогичная ситуация сохраняется по итогам первой недели октября. В целом только в десяти из 40 недель этого года средняя полочная цена превышала стоимость оптовой закупки. При этом в эти периоды наценка не поднималась выше 1,7%».
Ранее рестораторы сообщали о дефиците мяса курицы, а соответственно, и росте цены. 14 октября в компании «Юнирест», которая управляет сетями фастфуда KFC и «Ростикс» в России, сообщили, что рестораны сети столкнулись с нехваткой мяса курицы.
Опрошенные Business FM рестораторы говорили, что цены на филе бедра, например, повысились на 65%. Еще в марте цена была 295 рублей, сейчас — 480. В то же время цены на мясо курицы производители повышали совершенно справедливо и это надо было сделать давно, считает генеральный директор Национальноой ассоциации в области индейководческого хозяйства, эксперт по птицеводству Юрий Марков:
Юрий Марков генеральный директор Национальноой ассоциации в области индейководческого хозяйства, эксперт по птицеводству «Вырастить бройлера — это целый технологический процесс, целая технологическая цепочка. И на каждом этапе есть и затраты, и издержки, и риски. Сейчас обоснованное, на мой взгляд, повышение цены состоялось в конце 2023 года, которое должно было состояться еще в прошлом году, но в прошлом году были задействованы определенные механизмы и подъем цены не случился. А издержки у производителей потихонечку росли. Приведу конкретные примеры. Допустим, чтобы сделать комбикорм для кормления бройлера, нужно закладывать тот же самый бизнес-план на целый год, а зафиксировать цену на зерно не получается, потому что цена может меняться три-четыре раза за год, и мы можем планировать по цене, например, 14 рублей за килограмм, а осенью или зимой покупать по 22 рубля или по 18 и так далее. И такие примеры были, особенно в 2021 году, когда колоссальный был рост цены на зерно. То же самое касается курса валют. Вот многие говорят о том, что это не очень влияет, это очень влияет. Особенно в птицеводстве, потому что часть материала, то же инкубационное яйцо или тот, кто держит родительские стада, они прародительский материал завозят из-за границы, и если, допустим, раньше птенец покупался за условный доллар, который стоил 60 рублей, то сейчас он уже стоит 100 рублей, то есть практически на 40% меняются затраты».
Три ключевые для отрасли компании действительно начали снижение цен, но речь идет только о цене на тушку бройлера как о социально значимом товаре. Что касается остальных позиций, то они могут не подешеветь и рестораторы останутся с теми же ценами, отмечает глава консалтингового агентства Agrifood Strategies, эксперт по рынку мясной продукции Альберт Давлеев:
Альберт Давлеев глава консалтингового агентства Agrifood Strategies, эксперт по рынку мясной продукции «Судя по всему, выполняют обязательства те три компании, которые участвовали в совещании в Минсельхозе и в ФАС, это три лидера российского птицепрома — «Черкизово», «ГАП Ресурс» и «Приосколье». Эти компании взяли на себя обязательства снизить цены на целую тушку, то есть не в целом мы говорим про мясо птицы, мы говорим про целую тушку как социально значимый товар. Что касается частей тушек, то они идут в разные совершенно каналы, и совсем необязательно в розницу, они идут в фуд-сервис. Эти три компании сегодня в целом, во-первых, являются владельцами, каждая из них, примерно десяти предприятий как минимум, то есть совокупно они дают стране от 40% до 50% всего мяса птицы, которое потребляется в России и экспортируется в другие страны. Поэтому действительно у них значимый вес на рынке, и именно их ценовая политика, особенно во взаимоотношениях с сетями, куда направляется значительная часть их продукции, диктует тему рынка».
Рестораторам, которые пожаловались на дефицит куриного мяса, ранее ответил Минсельхоз. Ведомство заявило, что внутренний потребительский рынок полностью обеспечен мясом курицы.
Однако в первую очередь удовлетворяются потребности населения в социально значимых товарах, в том числе через торговые сети. Рост спроса сохраняется, как и положительная динамика в отрасли, отметили в министерстве.