Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Выполнил более 3,5 тыс. полетов. Продолжение истории о генерал-лейтенанте Алексее Благовещенском

Оглавление

Маршал авиации, дважды Герой Советского Союза Евгений Яковлевич Савицкий так отзывался об Алексее Благовещенском:

«Имя Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Благовещенского хорошо известно авиаторам многих поколений. Мне лично довелось узнать Алексея Сергеевича и как отважного летчика, и как умелого командира, и как надежного боевого товарища.

В 1927 году юный курсант летной школы Алеша Благовещенский написал такие строки: «Орел поднимается в небо, сверкая могучим крылом. И мне бы хотелось, и мне бы туда — в небеса, за орлом».

Генерал-лейтенант авиации Благовещенский не только сам стал орлом отечественной авиации, из-под его крыла вылетели более 50 Героев Советского Союза — фронтовиков и испытателей.

-2

Великую Отечественую войну прошел командиром 2-го авиакорпуса

В октябре 1942 года генерал-майору авиации Алексею Благовещенскому было поручено формирование 2-го истребительного авиационного корпуса резерва Верховного Главного Командования, а уже в ноябре корпус получил боевое крещение, приняв участие в наступательных Велико-Лукской и Ржевской операциях.

С начала января до середины февраля 1943 года авиакорпус Благовещенского в составе 14-й воздушной армии Волховского фронта участвовал в операции по прорыву блокады Ленинграда, после чего корпус снова вернули на Калининский фронт. Самому же командиру корпуса Алексею Благовещенскому за результативную боевую работу авиационных дивизий и полков корпуса в апреле 1943 года было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта авиации.

Во время проведения этих и последующих наступательных операций генерал Благовещенский руководил корпусом непосредственно с передовых командных пунктов на поле боя. Используя и подвижные командные пункты, он стал инициатором использования наземных радиолокационных станций на командном пункте корпуса. Благовещенский также лично участвовал в боевых вылетах для оценки воздушной обстановки и принятия грамотных решений, совершив 48 боевых вылетов, участвовал в 3-х воздушных боях. Более того, используя богатый летный опыт, в том числе и на летной испытательной работе, Алексей Благовещенский первым в корпусе осваивал новые типы самолетов и переучивал летный состав.

-3

Вот как отзывался о нем командир истребительной авиационной дивизии в составе 2-го авиакорпуса Герой Советского Союза, тогда подполковник Александр Семенов (впоследствии ставший генерал-лейтенантом авиации):

«Корпусом командовал Благовещенский. Я уже знал, что этот невысокого роста, плотный и энергичный генерал в конце тридцатых годов вместе с другими нашими добровольцами сражался против японских захватчиков в Китае, и именно там заслужил высокое звание Героя Советского Союза. Затем работал летчиком-испытателем, но с началом Отечественной войны опять вернулся в войска. Мне довелось познакомиться с ним еще в 1943 году, когда я служил в Управлении боевой подготовки ВВС.

Алексей Сергеевич Благовещенский пользовался у летчиков большим авторитетом. Он всегда первым осваивал новые самолеты, часто вылетал на боевые задания, мастерски провел множество воздушных боев. В обращении с людьми был прост, высокую требовательность к подчиненным умел сочетать с отеческой заботой об их нуждах и запросах».

2-й авиационный корпус за время участия в боевых действиях совершил 23 585 боевых вылетов, произвел 1100 воздушных боев, летчиками корпуса было уничтожено 1308 самолетов противника, а 30 летчиков из состава 2-го авиакорпуса удостоились звания Героя Советского Союза. За боевые успехи корпус 19 раз отмечался в приказах Верховного Главнокомандования.

Трудно судить, как бы сложилась дальнейшая фронтовая карьера генерала Благовещенского, но его, боевого летчика и перспективного военачальника, беда подстерегала на земле.

В канун последних сражений 1945 года Алексей Сергеевич и сопровождающие его офицеры подорвались на мине и были тяжело ранены, прогнозы врачей в отношении самого Благовещенского не были оптимистичными.

-4

И снова из воспоминаний командира авиадивизии в составе 2-го авиакорпуса Александра Семенова:

«В середине дня мне позвонил генерал Благовещенский и приказал готовиться к перебазированию в Любен. При этом было сообщено, что вместе с нами на любенский аэродром планируется посадить полк из другой дивизии. Командир корпуса собирался сам побывать там, осмотреть все лично и затем дать дополнительные указания о размещении нас и соседей.

А через два-три часа мы узнали, что во время осмотра аэродрома машина генерала Благовещенского наскочила на мину и он тяжело ранен. На санитарном самолете в сопровождении истребителей его отправили во фронтовой госпиталь. Все очень сожалели о случившемся. Алексей Сергеевич Благовещенский принадлежал к числу таких командиров, которых подчиненные не только уважают, но и любят искренней сыновней любовью».

Но необыкновенно сильная воля Благовещенского, его закаленный организм опровергли мрачные заключения врачей, и после 3-х месяцев лечения, уже в сентябре 1945 года, генерал-лейтенант авиации Алексей Благовещенский вернулся в летный строй. Он получил назначение на должность начальника Высшей офицерской школы воздушного боя в городе Люберцы, где за два года смог подготовить более 300 летчиков высшей боевой квалификации без единого летного происшествия.

И снова Алексей Благовещенский, как и после боевых действий в Китае, стремится вернуться на летно-испытательную работу, добивается своего, и в марте 1952 года его назначают начальником Научно-испытательного института Военно-Воздушных Сил Советского Союза.

На летно-испытательной стезе и руководящей работе

Благодаря новому руководителю в НИИ ВВС энергично внедрялась новая реактивная техника, проводились активные испытания вертолетов, военно-транспортных самолетов, амфибий, других скоростных боевых машин и многое другое. Началась атака на звуковой барьер, и генерал-лейтенант Благовещенский стал ее непосредственным участником.

И об одном, но таком показательном эпизоде высочайшего мастерства летной работы Алексея Благовещенского, когда он 1956 году на международном салоне в Фарнборо, в Англии, всего лишь после короткой консультации поднял в воздух учебно-тренировочный английский истребитель «Хантер» и показал высокий класс пилотажа. А дело обстояло так.

На тот момент у англичан эта машина имелась в единственном опытном экземпляре. И когда англичане поинтересовались мнением Алексея Благовещенского о самолете, тот ответил: «О машине судят после полета». Тогда генералу, летчику-испытателю, пообещали устроить полет на опытном самолете, но «позабыли», ибо это был совершенно секретный экземпляр. Алексей Благовещенский же, как гость английской королевы, напомнил высоким чиновникам об их обещании. Полет был разрешен, но английская сторона надеялась, что Благовещенский сам откажется от полета. Газета «Дэйли экспресс» потом сообщала: «Странная сцена — генерал сбросил пиджак, заправил брюки в ботинки и залез в кабину. Главный летчик-испытатель Билл Бетфорд в течение пяти минут через переводчика объяснял назначение приборов…» После полета маршал авиации Честер подарил Алексею Сергеевичу высотный шлем с надписью: «Поразившему нас красному асу Благовещенскому». А главный английский летчик-испытатель Бетфорд назвал его лучшим пилотом мира.

-5

Военную службу генерал-лейтенант авиации Алексей Благовещенский закончил в 1960 году, выполнив 3554 полета и проведя в воздухе 2879 часов 40 минут. И буквально в тот же день он получил приглашение от Андрея Николаевича Туполева на летно-испытательную работу в его конструкторское бюро.

Как и Туполев, Благовещенский всю жизнь вел творческий поиск, был готов к любым новым идеям и задачам, и поэтому, чествуя в 1969 году уже своего помощника, «молодого юбиляра», Андрей Николаевич трогательно сказал в адрес Алексея Благовещенского: «Вы стали самым родным, самым лучшим сотрудником всего нашего коллектива».

Благодаря их творческому сотрудничеству получали путевки в небо красавцы Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, обязательно унося с собой в небесную высь кусочек жизни и самой души своих создателей и испытателей.

И весьма символическое совпадение: «через руки» летчика-испытателя, Героя Советского Союза Алексея Сергеевича Благовещенского, вошедшего в число первой сотни Героев, прошло 99 (!) самолетов различных типов и назначений.

-6

Но главное, что подчеркивали его боевые друзья — летчики, всю жизнь Алексея Сергеевича Благовещенского отличало уважение и внимание к людям, искреннее стремление оказать им реальную помощь. Будь это в летной брянской юности, в небе Китая, в военной советско-финской кампании суровой зимы 1939-1940 годов, на горячих, полных свинца, фронтах Великой Отечественной войны, или в крайне опасной летно-испытательной работе. И всю свою жизнь, без остатка, Алексей Сергеевич Благовещенский посвятил служению Отечеству.

Автор: Владимир Касьянов