Кинематограф в СССР имел ограниченное количество жанров. Да, были комедии, музыкальные фильмы, фильмы про войну(на чем еще патриотизм то поднимать), драмы, сказки и детективы. Вот собственного говоря и все. Боевиков и экшн-картин почти никто не снимал. Выбивается из этого стройного ряда лишь "Белое солнце пустыни", боевик, пусть и революционным уклоном, но снятый по всем канонам жанра. О каких-то зомби, вампирах и иже с ними никто и не думал. Хотя, нет, "Вий" с Леонидом Куравлевым просто прекрасен. И тут, в самой середине 80-х годов на экраны выходит картина "Вариант "Зомби" снятая режиссером Евгением Егоровым.
Фильм в прокате провалился, режиссера настолько "заклевали" критики, что он ушел из профессии. Но вот почему это произошло? Ведь сценарий был написан в модной тогда манере политического триллера. Советские честные, ученые, военные или журналисты, в нашем случае один герой-одиночка ученый, спасают мир от катастрофы. Борются с недобитыми фашистами и всякое такое прочее. Тогда почему же так не зашла новая тема - зомби? Но, простите "зомбаки" в нашем кино не классические, те которые ожившие мертвецы, а превращенные в таковых при помощи ужасных экспериментов капиталистов. И тем не менее, фильм не поняли не зрители, ни пресса. Давайте смотреть и разбираться вместе.
Итак, начало каноническое и совсем непонятное. Некий молодой человек, мы еще не знаем, что он владелец яхты из страны Лемурия Жак Лемонье(Арнис Лицитис) едет на автомобиле и замечает за собой слежку. Кстати он передвигается на автомобиле Datsun 280C. Эту машину мы можем увидеть в других фильмах, "Москва слезам не верит" и "Тегеран-43".
Его преследует американский Ford LTD......
........и Toyota Corolla
Как-то сразу возникает вопрос о профпригодности преследователей. Попасться на такую уловку может только откровенный профан. Но вот мы видим как наш герой на Datsun просто разворачивается и уезжает от них. Ну да это ладно, оно все же. Но вот меня другое впечатлило. Обратите внимание ужасающие качество асфальта и то как выглядит обочина. Уже и подзабыл про это.
Почему-то про погоню неожиданно забывают и мы узнаем, что профессор Лесников(Аристарх Ливанов) после выступления на форуме неожиданно исчез.
Потом на показывают зал заседаний и мы конечно же узнаем в нем Кремлевский дворец. А судя по однородной массе сидящих в нем людей это очередной съезд партии. Так выходит профессор выступал на съезде и пропал? Ай как нехорошо то.
Но после нам разъясняют, что преследуемый злодеями Жак Лемонье дал интервью и рассказал о том, что Лесников похитили и держали в плену в Лемурии. Некой стране на юге Африки. Ну понятно злобный апартеид всему виной.
Далее вообще следует какой-то бред. После интервью Лемонье диктор сообщает нам о том, что мы можем послушать шлягер "Мисс Лемурия". Ну поскольку советский зритель за границу не выезжал, телевизора тамошнего не видел, то можно было показывать что угодно.
Потом мы попадаем в некий иностранный аэропорт, скорее всего в той же Лемурии, на самом деле это Шереметьево-2, ему только исполнилось 6 лет, где Жак передает некий пакет документов человеку улетающему в СССР. Ну а куда ему еще лететь то? Тут снова квалификацию преступников можно подвергнуть сомнению. Ведь если они знали куда направляется Жак, не проще ли было его задержать на месте? Тем более мы видим, что при помощи некого прибора его превращают в "овощ".
Нам дают понять, что бандиты знают кто повезет секретные документы, ведь девушка с которой вроде бы сбежал советский ученый с ними заодно. Она звонит очередному обманутому ей человеку и к тому приезжает команда других бандитов. Судя по капоту вы видим Volvo 200-серии.
Вот этот же автомобиль, правда теперь на нем ездят другие бандиты.
Мы снова в Москве, ведь профессор чудесном образом был найден и возвращен на родину. И у него в кабинете оказывается некий Павел Ефимович Демин, который осведомлен буквально обо всем. Ну еще бы, как еще должно быть, ведь КГБ "печется" обо всех нас.
Профессор улетает на симпозиум в Таллин и в кадре действительно интерьер аэропорта столицы Эстонской ССР.
По прилету профессор звонит своему коллеге профессору Дитцу и том сообщает ему, что мозг ученого был зашифрован и у него есть ключ и возможность разблокировать память. Но вот незадача, ему тут же перезванивают и говорят, что ему положена переводчица и автомобиль. У фасада гостиницы мы видим Mercedes W114 серого цвета. Это действительно таллинская гостиница "Олимпия" построенная в 1976 году, как раз один из Олимпийских объектов города.
Одно непонятно, Дитц так торопился на встречу с профессором Лесниковым, но по какой-то причине решил по пути в институт заскочить в монастырь Святой Бригитте. Таллин конечно город не очень большой, но если ты спешишь, и к тому же везешь важную информацию, то как-то заезжать для осмотра достопримечательностей не стоит. К тому же выяснилось, что переводчик должен был быть мужчиной, а тут девушка. Но это нашего героя вовсе не настораживает. Кстати, а где же всевидящие и всезнающие Павла Ефимовича Демина? Как они смогли проморгать шпионку? Кстати серый седан можно рассмотреть много лучше.
Не поднять тему Второй мировой войны сценарист конечно же тоже не смог. Поэтому мы видим Михаила Ножкина в форме лейтенанта.
Оказывается все в тему. Лейтенант Иван Сырцов во время танкового боя потерял память и именно наш профессор Лесников смог восстановить память героя. Именно поэтому мы видим танки Т-34-76 в хронике.
А попавшийся на ту же удочку, что и Лемонье Дитц тоже подвергается атаке на головной мозг.
И шпионка, сделав Дитца послушным, выманивает у него секретный шифр.
Судя по всему на профессора прибор подействовал не очень сильно, ведь он приходит в себя и даже пытается снять аферистку. Но забывает снять крышку с объектива. Эх, Семен Семеныч! Видимо сценарист навсегда запомнил сцену из "Бриллиантовой руки".
Больше того, он выпрыгивает на ходу и машины. просто Вандам какой-то. Правда выпрыгивает он не очень и удачно и погибает разбиышись о камни на пляже.
Ну слава богу, наконец-то. В Таллин приезжает наш старый знакомый , сам Павел Ефимович Демин. Именно он и сообщает Лесников, что Дитц погиб и настаивает на срочной встрече.
У меня сразу вопрос к создателям фильма, откуда у дамы-шпионки взялся Mercrdes? Можно было бы предположить, что она на нем приехала на пароме из Хельсинки, но ведь номера на машине эстонские. Да и немного ранее она говорила, что вылетает в СССР, а не едет. Да и город она знает прекрасно. Или Таллин рассадник врагов? Как бы там ни было, но Лючия Джинелли, она же Катрин Люсье от машины благополучно избавляется и спит ее в море.
Но бдительных сотрудников "соответствующих органов" на мякине не провести. Изъяв и проявив пленку из фотоаппарата Дитца они обнаруживают, что сделано не 4 а семь фото, и, что на песке хорошо видна тень женщины. Даже время называют когда это было. Вот какие находчивые. Правда от чего они иностранца не "вели" сразу, а дали его похитить?
Сообщников оказывается двое, это Джинелли/Люсье и представляющийся журналистом Курт Хорнеман. Прям шпиоское гнездо, еще и дом сняли, интересно как и у кого? Или иностранцы в СССР могли свободно покупать или брать/угонять Mercedesы и снимать жилье? Вот не было такого. При этом Курт оказался много хитрее своей подательницы и примнил психологический прибор уже к ней. Кстати приезжает он в дом на ГАЗ-24.
А пограничники нашли утопленный седан. Анимация не лучшего качества, но кто бы дал утопить немецкую иномарку.
Ну доблестное КГБ ездит тоже на Волге. На ней везут Лесникова в гостиницу.
А КГБ постепенно затягивает петлю на шее преступников. По очертаниям тени(!) сопоставив их портретами(!) эксперты выяснили, что это несомненно Люсье/Дженелли. Больше того, по номеру двигателя, номера были поддельные, выясняется, что автомобиль принадлежит журналисту Хорнеману, ну теперь понятно откуда у него дом и еще камеры в гостиной. Может он еще и кино для взрослых снимал попутно.
Хорнеман та еще сволочь. Он оставляет одурманенную им девушку завещать ему все состояние. Вот гад то какой, еще и меркантильный. Но и это не все, он говорит, что она теперь зомби(!) и ей нужно ликвидировать советского светилу и убить себя. А ничего не подозревающий наивный профессор Лесников едет прямо к нему в лапы.
Поддельный журналист пытается применить к Лесников тот же прием. Но только он тянется за зажигалкой-прибором как мы слышим визг тормозов. Это подоспела кавалерия в виде сотрудников Комитета. Ну они на ГАЗ-24 ездят, это нормально.
Да и сам профессор оказался не робкого десятка и мгновенно обезоружил врага.
Вставив кассету в магнитофон Лесников начинает вспоминать, что именно с ним произошло. Мы оказываемся на улице города. Скорее всего использовали хронику, но самое заметное, на что стоит обратить внимание будет двухэтажный автобус MAN SD.
На улицах царит разврат, капитализм же. Проститутки, хиппи и всякий сброд. И тут наш профессор проявляет мягкотелость не присущую стойкому советскому человеку, уже смешно, и садиться в салон BMW 3-er(T21). К женщине(!) за границей(!), ну как же так? А еще русо туристо - облико морале! И ай-лю-лю потом.
Но выясняется, что девушка не такая и не ждет она трамвая, а просто хочет передать Лесниковe пакет документов. Ведь только после публикации их в СССР, о злодеяниях преступных элементов узнает весь мир. Ну, да во всех странах первым делом читают газету "Правда". И тут их останавливают полицейские на черном Mercedes W108
Девушку уводят и сажают на заднее сидение машины.
Но профессор, как истинный джентельмен, который облико морале, пытается выяснить, что же послужило причиной задержания.
Оказалось, что это и был хитроумный план похищения. Лесников усыпляют при помощи газа. Если вдруг наберетесь смелости потратить 1:40 из своей жизни и отсмотреть это чудесное произведения, то скорее всего заметите, что Аристарх Ливанов несколько переиграл, и "отрубился" до того как на него надели маску с газом.
Ученый очнулся в Лемурии, на острове, как нам поясняют у берегов Южной Африки. Где и познакомился со стеннардом, главным как потом выясниться, злодеем.
Над профессором видимо проводят жуткие эксперименты. В кадре просто поток сознания. Хороша женщина с косой, которая косит воду.
Ну а что бы поняли, что опыты жуткие нам показывают Лесников с некой конструкцией на голове.
Злодей рассказывает советскому профессору о планах воплощения коварных замыслов. В общем обычная агитка о том как плохи империалисты и хороши советские люди. В пылу дискуссии Лесников восклицает:
А куда денется ваш свободный западный мир? (ХА_ХА_ХА)
На что злодей Стэннард отвечает:
Он ещё недостаточно свободен. Что, не ожидали?
Видали как загнул то? Дальше - больше. Начинается просто вакханалия, ну а, что вы хотите, прогнивший запад.
Без линчевания африканцев тоже обойтись не смогли. Как же без пылающего креста и сожженных живьем местных жителей.
Но не на того напали. Профессор, ну то уже видели, просто Рембо, он обезоруживает охранника и пытается сбежать на яхте. Да капитаном является тот самый Жак Лемонье.
Увы, девушка оказывается предательницей. Ну мы то, в отличие от профессора это знаем. И Лесникова связывают.
Сначала его хотят просто расстрелять, но потом решают оставить в живых, но стереть память. Пусть мучается. Гениально! Не было у бабы проблемы - купила бака порося. Ну какой илиот писал сценарий? Зачем, ну скажите, зачем кому-то оставлять в живых свидетеля, да еще и сохранить ключ который может разблокровать старые фрагменты памяти?
Ну а что же зомбированная Лючия/Катрин. Тут я снова начал сомневаться в профпригодности, но на этот раз "доблестных" сотрудников ГБ. Как можно было проморгать вошедшую в номер девушку? Они, что в карты там играли? В общем ее они конечно задержали, но прямо в номере. Ай-ай-ай.
А злобный профессор решает превратить в зомби целую страну и на автобусе Mercedes T-1 направляет волны на бегущую за ним толпу. Но повстанцы подрывают его автомобиль и сразу всем счастье.
На этом все! Нет, это не просто бред, а бред в квадрате. Фильм в котором ты знаешь о каждом шаге героев. Кино которое не может увлечь и даже хоть чем-то захватить. Оно исключительно бездарно, и даже вредно, поскольку не учит ничему.
К счастью это понял даже не избалованный советский зритель. Да и к зомби, ну к которым мы привыкли, все это отношения не имеет. А вот авторам, прежде чем снимать подобное, стоило бы обернуться и вспомнить историю собственной страны, где в том же 37 году, без каких-либо опытов вся страна строчила доносы и жаждала крови на каждом митинге, который был посвящен обличению очередных врагов народа.