Сергей Балакин
После некоторого перерыва (был в очередном путешествии - по Сербии и Черногории) продолжу рассказ о круизе на лайнере «MSC Splendida». Предыдущая часть здесь.
Бари вполне можно назвать типичным городом южной Италии. Например, на его улицах преобладают микролитражные автомобили, мотоциклы и скутеры. «Феррари» и «Ламборгини» - машины не для здешнего рынка, итальянские суперкары легко встретить где-нибудь в Эмиратах, но отнюдь не на их родине.
Вот такие очаровательные дворики есть и за пределами Старого города – например, на Корсо Витторио Эмануэле:
Не слишком опрятные граффити:
Аутентичные почтовые ящики и картинки, напоминающие о том, что Бари – морской город:
Атланты и кариатиды, опутанные проводами:
Зелёные аллеи и бульвары (впрочем, для юга Италии это уже не совсем типично):
Как и во всей Европе, в Италии любят четвероногих питомцев:
Иногда у хозяина их несколько – например, три:
Или даже шесть:
В городе немало памятников и городских скульптур. Один из самых пафосных монументов – конная статуя короля Умберто I на площади, также носящей его имя:
Памятник создан скульптором Филиппо Чифариело и установлен в 1905 году. Что же касается личности самого Умберто, то он фигура крайне неоднозначная; современники описывали его как неотёсанного солдафона. В годы его правления Италию сотрясали кризисы, беспорядки и скандалы, процветала коррупция; по инициативе монарха была развязана неудачная колониальная война против Абиссинии. В 1900 году Умберто I был застрелен террористом-анархистом, и нация, похоже, не особо горевала по своему правителю…
В биографии короля есть интересный факт – поразительное и в некотором роде роковое совпадение. Вот как о нём написано в Википедии: «В один из дней итальянский король Умберто I посетил ресторан, чтобы поужинать. Принять его заказ вышел ресторатор, которого тоже звали Умберто. Сам король и другие посетители заметили, что король и ресторатор похожи, словно близнецы. Во время беседы, мужчины открыли много других совпадений из своей жизни. Например, у обоих день рождения 14 марта, оба были рождены в 1844 году в Турине, их свадьба состоялась в один и тот же день с женщинами, носящими одно и то же имя – Маргарита. Открытие ресторана ресторатора Умберто произошло в тот же день, что и коронация короля Умберто I. Наутро после встречи в ресторане королю Умберто I сообщили печальную весть – того самого ресторатора застрелил вечером неизвестный убийца. Когда переживший ранее два покушения король Умберто приехал к ресторану, чтобы выяснить подробности случившегося и посетил находящийся рядом гимнастический зал, из толпы выбежал анархист и тремя выстрелами убил и его».
А это памятник выдающемуся композитору Никколо Марчелло Антонио Джакомо Пиччинни, установленный перед названным в его честь театром:
Пиччинни родился в Бари, но последние 23 года жизни возглавлял театр в Париже, где создал свою оперную школу. Поэтому его считают как итальянским, так и французским композитором.
Памятник ещё одному монарху – черногорскому королю Николаю I (Николе I) - установлен на бульваре Корсо Витторио Эмануэле:
Никола I Петрович (1841 — 1921) — князь, правивший Черногорией с 1860 года; позже он изменил свой титул и стал королём – единственным в династии Петровичей-Негошей. Вообще он считался другом России, Николай II даже пожаловал ему чин генерал-фельдмаршала Русской армии (он остался в истории как последний обладатель этого звания). Однако в российских дипломатических кругах отношение к королю Черногории было неоднозначным. Многие считали его хитрым интриганом и льстецом, живущим за счёт финансовой помощи от России.
В январе 1916 года, в разгар Первой мировой войны, армия Черногории была вынуждена капитулировать перед многократно превосходящими австро-германскими силами. Незадолго до этого Никола I Петрович покинул страну и тем самым потерял былой авторитет. В 1918 году Черногория вошла в состав Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев – будущей Югославии. Лишившийся трона монарх пытался протестовать, но его голос никто не услышал. Остаток жизни ему пришлось провести в изгнании.
Никола Петрович часто бывал в Бари, особенно после того, как его дочь Елена вышла замуж за Виктора Эммануила III и стала королевой Италии.
Совсем недавно, в октябре этого года, я встретил ещё один бюст короля Николы. Он установлен в Черногории, в городе Баре:
Любопытно, что почти одинаковые названия городов Бар и Бари – вовсе не случайность. Однако об этом уместнее будет рассказать, когда речь дойдёт до путешествий по Черногории.
В завершение темы о короле Николе I я упомяну одну широко растиражированную легенду. В интернете есть масса публикаций об историческом курьёзе – «102-летней черногорско-японской войне». Утверждается, будто бы Никола I Петрович, как верный союзник России, в 1904 году объявил войну Японии, но потом почему-то забыл о своём манифесте. И в итоге номинально Черногория находилась в состоянии войны с Японией до 2006 года, когда парламент восстановившей независимость страны наконец заключил с Токио мир. Увы, никакими документами эта легенда не подтверждается, поскольку представляет собой лишь сочинённый газетчиками красивый миф...
Неподалёку от Дворца правительства на Корсо Витторио Эмануэле трудно не заметить довольно странную медную лошадь, стоящую на столь же странном постаменте:
Скульптура называется «Конь с чепраком» (чепрак – это что-то вроде попоны), но на мой взгляд уместнее было бы дать ей название «Конь в пальто». По замыслу автора – известного в Италии скульптора Марио Чероли – монумент воспроизводит коня правителя Апулии Фредерика II Гогенштауфена, жившего в XIII веке. Подозреваю, что среди жителей Бари вряд ли наберётся десяток человек, знающих, кто такой Фредерик Гогенштауфен. Но бронзовый конь - подарок городу от Народного банка (Bancа Popolare di Bari), а дарёному коню, как известно, в зубы не смотрят…
В завершение – несколько уличных сценок (Бари, май 2023 г.):
Среди части туристов бытует мнение, что в Бари кроме собора Св.Николая смотреть нечего. И в нашем круизе оказалось немало тех, кто вместо прогулки по городу отправился в распиаренные туристические места - Альберобелло или Матеру. Моё мнение на сей счёт таково: если вы в Бари уже не в первый раз, то такие экскурсии, наверное, имеют смысл. Но если же вы, как и мы, здесь впервые, то променять колоритную столицу Апулии на довольно дальние поездки, с минимальным временем пребывания в конечных пунктах, крайне сомнительно. Бари лишён присущей многим туристическим местам декоративности, но именно этим он и интересен. Это живой аутентичный город, своего рода «Италия в миниатюре». Публикуемые здесь, а также в предыдущих частях рассказа, фотографии это наглядно подтверждают.
Все фотографии сделаны автором в 2023 г.
Предыдущая часть здесь.
Продолжение следует.