Память о святых важна не только потому, что это были люди, оставившие светлый след в истории, они отличаются от других величайших личностей тем, что мы можем им молиться. Еще в земной жизни являвшиеся сосудами Божией благодати святые и по своем отшествии продолжают благодетельствовать нам, испрашивая милость и благословение Божие. Над телесным составом Своих угодников Господь нередко являет чудо нетления во свидетельство их вечной жизни в Царстве Небесном. Когда мы благоговейно прикладываемся к нетленному телу или личным вещам святого, то приобщаемся благодати угодника Божия.
Сохранившиеся личные вещи святого порой лучше всяких слов повествуют о том, каким он был человеком, раскрывают его внутренний мир, напоминают о событиях из его жизни, его заботах, мыслях, чувствах. Вещи, связанные с определенными увлечениями (такие как музыкальные инструменты, книги или картины), могут рассказать о любимых занятиях и талантах. Кроме того, личные вещи представляют собой непосредственные свидетельства об эпохе, в которую жил человек.
Существует несколько мест, связанных с жизнью преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, где принадлежавшие ей предметы собраны в памятные экспозиции. Одно из них — созданный в 1996 году на месте дома настоятельницы дом-музей Великой княгини Елисаветы Феодоровны в Марфо-Мариинской обители в Москве.
В этом доме собраны непростые вещи: каждая из них раскрывает духовную жизнь Великой княгини. По словам служителей музея, «ее внутренняя эстетика отражается даже в интерьере». По архивным фотографиям 1911 года и воспоминаниям современников воссозданы две комнаты — кабинет и личная молельня Великой княгини.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Интерьеры Дома-музея переносят гостей в начало ХХ века в уютную домашнюю атмосферу. Узкая деревянная лестница ведет в покои Великой матушки. В одном из них — приемной — Великая княгиня принимала посетителей, в том числе царскую семью, духовных лиц, благотворителей, знатных представителей русских и европейских фамилий.
Ощутимое соприкосновение с жизнью Великой княгини происходит в молельной, где она, как настоятельница обители, ежедневно молилась и куда, по дошедшим свидетельствам, приглашала молиться сестер. Здесь становятся понятнее и ближе события ее земной жизни, и вполне можно себе представить, почему приехавшие на грузовике за Великой княгиней солдаты не смогли ее забрать — такова была сила ее духа. Из этих покоев был переход в больничный корпус, куда преподобномученица Елисавета приходила ночью, чтобы посмотреть, как идет лечение. Нередко Великая княгиня просиживала ночи у постели тяжелобольных: меняла повязки, поила, утешала, читала Псалтирь над умирающими.
Экспозиция, где представлены личные вещи Великой княгини, сестер и первого духовника обители, занимает 12 залов. Среди них — апостольник преподобномученицы и наперсный крест настоятельницы.
Большевики пришли за преподобномученицей Елисаветой на пасхальной неделе, в день Иверской иконы Божией Матери. Во время ареста Великая княгиня обронила перчатку — на сборы ей дали всего полчаса, и она спешила решить все вопросы и отдать последние распоряжения сестрам обители.
Свои свободные минуты Елисавета Феодоровна нередко посвящала рукоделию. Сохранилась икона «Спас Нерукотворный», вышитая Великой княгиней, и образы Марфы и Марии, запечатленные как в вышивке, так и в иконописи.
В одной из комнат дома-музея стоит салонный рояль фирмы «Беккер». Предположительно в 1910–1916 гг. Великая княгиня приобрела для Марфо-Мариинской обители два рояля, один из которых не покидал стены обители даже после ее закрытия богоборцами. В советское время в покоях Елисаветы Феодоровны был устроен детский сад, и на рояле играли на детских утренниках. Когда в обители разместили поликлинику, рояль спустили в подвал. После возвращения обители Русской Православной Церкви в 1992 году чудом сохранившийся инструмент вернулся в покои настоятельницы.
В Алапаевске в напольной школе в комнате, в которой содержалась под арестом преподобномученица Великая княгиня Елисавета в последние месяцы земной жизни, также размещена мемориальная экспозиция.
На месте, где совершился мученический подвиг Великой княгини Елисаветы, возле шахты рудника Нижняя Селимская, в 1991 году установлен поклонный крест и рядом воздвигнут мужской монастырь Новомучеников Российских. Местными жителями это место называется Межной: здесь размежевались дороги, ведущие к православным Верхотурским святыням с востока из Сибири и юга Екатеринбургской епархии, так называемый Симеоновский путь. Патриарх Алексий II, посещая это место в 2000 году, сказал: «Слава Богу, что мы дожили до того времени, когда к нам возвращается историческая память, когда это место уже не забыто, когда сюда приходят люди и вспоминают о мученической кончине тех, кто страдал здесь. Мы должны подражать жизни святых угодников Божиих — преподобномучениц Елисаветы и Варвары, которые в жизни своей проявляли милосердие и любовь к ближним».
Господь исполнил желание Великой княгини быть погребенной на Святой Земле, и сегодня рака с ее мощами пребывает в храме Марии Магдалины одноименного монастыря. Возле раки размещены вещи, бывшие на мощах преподобномученицы при первом погребении в 1918 году.
Преподобномученица Елисавета в стремлении угодить Богу в жизни старалась всё покрывать любовью. Эта любовь трудное для нее делала легким и удобным, служение страждущему человечеству — привлекательным, прощение врагов — возможным. Пусть по ее святым молитвам Господь дарует и нам терпение, всепрощение, милосердие и любовь.
МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО
НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU