Найти тему
МИР (Море История Россия)

Харлампий Феофани или куда исчез завод Пастухова?

Мы уже рассказали немного о кораблях большого флота грека Х.А.Феофани, узнали, куда делись его корабли, купленные на распродаже после окончания строительства очередного этапа Суэцкого канала. Смотрим дальше его корабли и (по возможности) их судьбу?

«Паровая двухмачтовая винтовая шхуна «Илья Морозов»
В 1916 году приписана к п. Ростов – на - Дону № 1270
Судовладелец Тов. Х.А. Феофани
Построена 1869 году в г. Линц на заводе Майера
Позывной сигнал ( М.Т.Б.З. )
Корпус железный ординарный
Размеры 203,00 х241,50 х 7,70 английских футов
Вместимость полная 349,84 брт
Чистая 209,59 нрт
Осадка без груза 5 фута
Осадка в полном грузу 7 1\2 футов
Двигатель – две вертикальные паровые машины двойного расширения с приводом на два винта
Мощность 350 индикаторных сил
Скорость 8 миль в час
Грузоподъемность 27450 пудов»

Ничего не могу сказать по этому судно, знаю только, что он был мобилизован по военно-судовой повинности, действовал в районе Одессы, и был захвачен австрийцами.

«Паровая двухмачтовая винтовая шхуна «Михаил»
В 1916 году приписана к п. Таганрог № 558
Судовладелец Тов. Х.А. Феофани
Построена 1892 году в г. Глазго
Корпус Стальной двойной с переборками
Размеры 159,60 х23,40 х 16,30 английских футов
Вместимость полная 637,15 брт
Чистая 297,45 нрт
Осадка без груза 7 1\2 фута
Осадка в полном грузу 13 футов
Двигатель – одна вертикальная паровая машина тройного расширения
Мощность 400 индикаторных сил
Скорость 8 миль в час
Грузоподъемность 58000 пудов»

Здесь тоже прослеживается след сотрудничества с Михаилом Вальяно (грек имеющий итальянское и российское подданство). Корабль куплен в этой компании.

Паровая двухмачтовая винтовая шхуна «Негропонте Д»
В 1891 году числится в п. Таганрог № 459
Владелец Таганрогский купец первой гильдии Дмитрий Амвросиевич Негропонте
В 1916 году приписана к п. Ростов – на - Дону № 1199
Судовладелец Х.А. Феофани
Построена 1889 году в г. Триест на Тех. Стр. заводе
Позывной сигнал ( М.Т.Б.Ф. )
Корпус железный ординарный
Размеры 175,00 х 28,00 х 7,05 английских футов
Вместимость полная 359,57 брт
Чистая 248,05 нрт
Осадка без груза 3 1\2 фута
Осадка в полном грузу 6 1\2 футов
Двигатель – две вертикальные паровые машины двойного расширения с приводом на два винта
Мощность 200(50) индикаторных сил
Скорость 7 миль в час
Грузоподъемность 32600 пудов

Семейство Негропонте – родственники Вальяно (Вальяносов) и родственники Феофани (так что бизнес у них был, считай семейный). Фамилия Негропонте, занесена в " Бархатную книгу" Венецианской республики. Известна с XIVв. Является италийской ветвью
многочисленного семейства Валлианос (в России стали Вальяно) выходцев с о.Кефалония. В общем-то это прозвище. Перевод с итальянского очень прост-"черноморцы». После переселения, представители этих семей осели в Одессе, Мариуполе, Таганроге. И, что характерно-практически все греки были судовладельцами и зерноторговцами

В сети полно статей про Негропонте – швейцарского судовладельца греческого происхождения, который был еще и горнолыжником. Так вот, это внук. Он родился Родился 25 марта 1915 года во франкоязычном кантоне Швейцарии в семье российских греков Ивана Дмитриевича Негропонте (1878—1934) и Елены Денисовны Статато (1889—1932). Его отец, судовладелец Иван Дмитриевич, сын таганрогского купца 1 гильдии Дмитрия Амвросиевича Негропонте, покинул Россию около 1910 года, переселившись в Берлин, а затем в Швейцарию, где и прожил большую часть жизни.

У Д.А.Негропонте было три парохода «Амвросий», «Негропонте Д» и «Мариэтта», которые он передал в операцию судовладельцу Феофани.

В прошлой статье мы рассказывали о бедах купца Ивана Кошкина, его банкротстве, и следующий корабль флота Феофани, это бывший его корабль.

Паровая двухмачтовая винтовая шхуна «Первенец» (б. « Екатерина»)
В 1891 году числится в п. Ростов – на - Дону № 956
Владелец Ростовский купец Иван Кошкин
В 1916 году приписана к п. Ростов – на - Дону № 956
Судовладелец Х.А. Феофани
Построена 1880 году в г. Триест на Тех. Стр. заводе
Позывной сигнал ( М.Т.В.Ж. )
Корпус железный ординарный
Размеры 176,00 х 27,80 х 7,43 английских футов
Вместимость полная 324,61 брт
Чистая 215,16 нрт
Осадка без груза 4 1\2 фута
Осадка в полном грузу 7 футов
Двигатель – две вертикальные паровые машины двойного расширения с приводом на два винта
Мощность 120(60) индикаторных сил
Скорость 7 миль в час
Грузоподъемность 29500 пудов
Он же выкупил бывшие корабли И.Кошкина (но потом выгодно перепродал их). Кошкину ранее принадлежали «Первенец», «Труд», «Энергия», «Екатерина» и «Принцип». Строились они в основном на ростовском заводе Пастуховых.

В среде южнороссийских горнозаводчиков Пастухова считали довольно прогрессивным и либеральным предпринимателем. Помимо своей основной деятельности, он много занимался общественной и был заметной фигурой в жизни Ростова. Дмитрий Александрович дважды избирался гласным городской Думы Ростова и входил в число «отцов города». Более десяти лет был активным членом комитета торговли и мануфактур. Кроме этого, состоял членом Совета правления Общества взаимного кредита и Почётным попечителем Ростовского реального училища. В общем-то, изначально, он специализировался не на судостроении, а на литейном производстве. Но…

В 44 номере «Ведомостей Ростовской-на-Дону городской управы» (30 октября 1889 года) на первой странице мы можем прочитать: «В среду, 26 октября, противу завода Д.А. Пастухова на берегу реки Дон заложена первая Донская судостроительная верфь. Одновременно заложены морская стальная шхуна для перевозки антрацита и речной пароход.
Это есть начало судостроительного дела на реке Дон, которое — если разовьется — будет иметь громадное значение для нашей отпускной торговли и для речного судоходства. Много труда и много средств положены Д.А. Пастуховым для достижения результата, который праздновался 26 октября. По окончании молебствования на месте закладки, где радушный хозяин широко угощал рабочих завода, гости были перевезены на завод, и здесь предложен был им обед. Много было высказано сердечных пожеланий Д.А. Пастухову успеха начатому делу».
Уже 18 июня 1889 года эта первая паровая шхуна, получившая немудреное название «Антрацит», была торжественно освящена.
Шхуну заказал пароходовладелец, купец 1-й гильдии Иван Кошкин, владелец Грушевских копей.
Верфь Пастухова сразу стала одним из крупнейших предприятий города.
Завод выпускал сухогрузные суда, буксиры, пассажирские речные колесные пароходы. Пароходы «Донец», «Ростов», «Казак», «Казачка», «Святополк-Мирский» входили в число лучших на Юге России.
Паровые шхуны и баржи Пастухова плавали по Черному, Каспийскому и Средиземному морям. В 50 лет у Пастухова был собственный пароход — «Дмитрий» и несколько барж.
Умер Дмитрий Александрович Пастухов в 1909 г. на 64 году жизни и похоронен в Ростове, на Братском кладбище.
26 октября, но уже 1922 года, национализированный завод Пастухова получает новое название — «Красный Дон».
В 1929 году на заводе вновь начинают строить суда. Первым со стапелей сошел двухпалубный пароход «Москва». За довоенный период было построено более 400 судов.
Кроме пароходов, завод изготавливал шлюзовые ворота, мосты, подъемные краны, а также оборудование для угольной промышленности.
В годы войны здесь изготавливали корпуса ФАБ-100 (авиационные бомбы), наплавные мосты, корабли Азовской флотилии.
7 октября 1992 года завод был преобразован в ЗАО «Красный Дон».
Производство судов плавно сошло на нет. Увы…

Возвращаемся к судам судовладельца Феофани. После начала Гражданской войны, судовладелец сумел вывести часть своего "флота", но потом дела его шли не так хорошо, как в России.

Если вы думаете, что мы перечислили все его суда, то вы ошибаетесь. Были еще 7 судов, которыми Феофани владел на паях. (но о них в следующем рассказе)