И вот несчастный влюблённый Аглаид отправился на поклон к Киприану. Чтобы тот Юстину приворожил.
Начало истории здесь.
«Без проблем», – сказал Киприан.
Тем более что Аглаид заплатил ему очень неплохо: два таланта серебра и два таланта золота.
Талант, на минуточку, – это в разных метрических системах от 18 до 26 кг. А был ещё такой тяжёлый талант – так это 60 кг. Вот и представьте, насколько заело Аглаида. Ну или насколько сильно он был влюблён.
Взял маг свои книги (а может, и по памяти, что вероятнее), призвал демона и выдал юноше некое зелье, чтобы обрызгать дом Юстины.
На этом месте я задумалась: а зачем? Чтобы демону было легче проникнуть? Афродизиак? Снятие магических охранок? Увы, смысла зелья так и не объяснили, а жаль.
Демон, ясное дело, потерпел крах. Ему всего-то и надо было заморочить Юстине голову, но та привычно осенила его крестным знамением – и демон еле унёс ноги.
«Ладно», – сказал Киприан и призвал демона покруче. Юстина... осенила его крестным знамением, и демон в ужасе сбежал.
В одном из вариантов жития Киприан в этот момент разозлился и наслал на город болезни и бедствия. Но Юстина осени… а, нет. Молилась Юстина активно, и болезни с бедствиями исчезли.
На третий раз Киприан, который уже точно пошёл на принцип, позвал на помощь самого дьявола. Тот проявил творческую смекалку: принял облик девушки, явился к Юстине и начал ей объяснять – оцените! – как хорошо жить в браке.
Дьявол, ратующий за брак, – это прямо такой оксюморонище, что дальше некуда.
Но Юстина не повелась. Она осени… в общем, вы поняли.
Дьявол, конечно, очень расстроился. Вернулся к Киприану и потребовал дать клятву, что тот от него, дьявола, не отречётся, если он ему расскажет, как облажался. Киприан клятву дал, рассказ прослушал – и… осенил дьявола крестным знамением.
И уверовал.
Потому что со слабаками дело иметь не желал!
А дальше с тем же упорством Киприан добивался, чтобы христиане – и епископ Антиохии – признали его перерождение. Даже сжёг свои книги.
Но.
Святой Киприан, который сам впоследствии стал епископом, сохранил дар изгнания бесов и исцеления. Я не буду это комментировать, и так всё понятно.
Закончилась жизни Киприана и Юстины (которая, кстати, изменениям в Киприане очень обрадовалась) ожидаемо печально. Христиане в эпоху императора Диоклетиана, да ещё такие заметные, долго, увы, не жили.
И тем не менее история от этого менее удивительной не становится. И возникает ряд вопросов, знаете ли.
1. А что с Аглаидом-то произошло в конце концов?
2. Киприан отрабатывал центнер золота и серебра, или руководствовался иными побуждениями? А то возникают определённые сомнения…
3. Неужели никто ещё про это не написал чего-нибудь фэнтезийного?! Прямо-таки напрашивается!
P.S. Написали. У Кальдерона есть ажно целая пьеса! Ещё имеется роман американского писателя. И, кстати, у авторов никаких сомнений в том, что Киприан старался для себя.
P.P.S. Бог ты мой… в Испании и Португалии бытует гримуар, который так и называется – Книга Святого Киприана.