Историческая наука с момента своего зарождения в XIX в. традиционно концентрировалась на политической, военной, дипломатической или экономической истории государств, а также на биографиях «великих людей».
Cо второй трети XX в. началось активное развитие социальной истории, которая делала упор на изучение долгосрочных социальных процессов – здесь можно вспомнить французскую «Школу Анналов» или немецкую «Билефельдскую школу».
Однако начиная с последней трети XX в. и это стало казаться многим историкам недостаточным. За анализом «больших процессов» зачастую не было видно «маленького человека» с его чувствами и заботами. Возникла «историческая антропология» и её многочисленные ответвления, вроде «микроистории» (прежде всего, в Италии), «истории ментальностей» (во Франции) или «истории повседневности», которая особенно сильно «выстрелила» в Германии. В конце концов, для абсолютного большинства людей «большая история» происходит где-то на периферии их внимания в отличие от того, что они ежедневно едят, что пьют, где и как работают, учатся или лечатся, как развлекаются, что читают, с кем спят, дружат или враждуют. А ведь все эти вещи – это тоже история, причем не менее интересная для изучения, чем исследования в «традиционных» исторических сферах.
Подобное развитие оптики справедливо как для академической, так и для публичной истории – то есть такой истории, которая выходит «в народ», а не окукливается в стенах университетов, архивов, издательств или исследовательских центров. Одним из видов «публичной истории» является деятельность всевозможных ютуб- и телеграм-историков в социальных сетях, в том числе и на этом канале.
Полагаю, я не совру, если буду утверждать, что значительная часть контента в нашей сфере всё же посвящена «традиционным» историческим темам – политике, войнам, дипломатии, экономике или «великим людям». Иногда что-то можно прочитать или услышать о социальной истории, но вот «историческая антропология», кажется, пока провисает.
Знаменитый магистр истории Николай Росов попытался хотя бы частично заполнить этот пробел и сделал любопытный ролик об истории повседневности в «застойном» Советском Союзе, использовав как статистику, так и воспоминания не только советских чиновников, но и простых советских граждан.
Автор - Стальной шлем