Одним из критериев готовности ребенка к обучению в школе является хорошо развитый словарный запас, в том числе умение заменять слова близкими по смыслу. Работа над подбором синонимов начинается в дошкольном возрасте и продолжается в школе. Такой навык дает возможность точно и образно выражать свои мысли, избегая повтора слов, улавливать оттенки значений. Как же научить ребенка находить синонимы? Мы подобрали несколько упражнений, которые помогут вашим детям расширить свой словарный запас.
1. Выберите наиболее подходящее слово: Кошка (приблизилась, подошла, подкралась, подобралась) к мышке. Утром в лесу (щебечут, стрекочут, чирикают, звенят) птицы. Заяц (удрал, умчался, убежал, скрылся) от охотника. Над поляной (вьются, летают, порхают, парят) разноцветные бабочки. Целую неделю стоит (влажная, мокрая, сырая) погода. По утрам идет (влажный, мокрый, сырой) снег.
2. Напишите на полосках бумаги по одному слову из предложенных:
грустить, идти, огонь, моросить, талант, ясный, старый, шагать, ветхий, дар, печалиться, капать, безоблачный, пламя.
Соберите пары из синонимов.
3. Найдите лишнее слово:
холод, мороз, метель, стужа;
торопиться, спешить, медлить, поспешать;
грустный, печальный, унылый, ленивый;
бросать, кидать, падать, швырять.
4. Расположите слова в порядке усиления значения :
колоссальный, огромный, большой, гигантский;
рыдать, плакать, голосить, хныкать.
5. Найдите в тексте синонимы
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Снег идет, кружит метель –
Белой пыли карусель.
Вьюга всех взъерошила,
Стежки запорошила.
Это, может быть, пурга
Понасыпала снега?
Или так метелица
Под окошком стелется?
6. Замените повторяющиеся слова синонимами:
В траве копошатся маленькие кузнечики, маленькие жучки и маленькие букашки.
На ёлке висят блестящие шары и блестящие фонарики.
В полдень летают на лугу пчелы, летают разноцветные бабочки, летает мохнатый шмель.